Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демоны(гр. «даймон») ― сверхъестественные злые, «нечистые» существа (черти, бесы, ведьмы, джины). См. также дьявол.




Джихад (араб. «усилие») ― борьба за веру «по пути Аллаха». Различаются: джихад сердца ― борьба с собственными дурными влечениями; джихад языка ― следование одобряемому и запрещение порицаемого; джихад руки ― препятствие преступникам и нарушителям морали; джихад ме- ча ― вооруженная борьба с неверными, падшему в которой уготовано вечное блаженство в раю.

Догматы (гр. «догма» — обязательное положение) — основные принципы вероучения, признаваемые в качестве непререкаемых, вечных и истинных божественных установлений, обязательных для Церкви и всех верующих. Таковы, например, в христианстве догматы боговоплощения, искупления, вознесения, крещения и др.

Дух — в философии означает невещественное нематериальное начало. Материалисты употребляют этот термин как синоним сознания и признают его вторичным по отношению к материи, ее высшим продуктом. Идеалисты же видят в духе первоначало мира. В религиях дух (или духи) — объект поклонения, сверхъесте­ственное существо, нацеленное личностными качествами, либо безличная сила. В христианстве Дух — третья Ипостась Святой Троицы, Святого Духа (Духа Божия), а также высшее, глубинное и благое начало в человеке, его духовный дар, возвышенная сила. Иногда отождествляется с понятием «душа».

Духовность — моральные, эстетические, научные и иные возвышающие и облагораживающие ценности внутреннего мира человека, приоритетные по отношению к материальным благам. В богословии духовность понимается как приоритетный по отношению ко всему мирскому, низменному, плотскому мир религиозных ценностей, размышлений, веры и переживаний.

Душа — термин, часто используемый как синоним психики. В богословском понимании, «дыхание жизни», то есть вложенная Богом в человека и связанная с его телом жизненная сила. В Новом Завете понятия «человек» и «душа» взаимозаменяемы. Вместе с тем душе как нетелесному началу приписывается бессмертие, возможность после смерти тела вечно пребывать в потустороннем мире (в индуизме — переселяться в другие тела). По новозаветным представлениям, во время Страшного суда душа и тело вновь соединяются, чтобы индивид мог предстать на суде перед Богом как человек.

Дьявол ― по иудейско-христианской традиции, главный из демонов, падший ангел, повелитель темных сил, основной противник Бога и человеческого рода.

Ересь (гр. «хайресис» — отклоняющееся учение, особая шко-       ла) — ложное вероучение, противостоящее официально признанным канонам и догматам. Подвергается осуждению со стороны ортодоксальной Церкви. Некоторые ереси со временем образуют самостоятельные конфессии.

Знамение ― 1) в религиозном контексте ― признак, символ, предвещение, откровение, свидетельство о чуде, Божественном присутствии; 2) наименование одной из икон Богоматери.

Икона (гр. «эйкон» ― образ) ― в православии, католицизме и буддизме почитание живописного или рельефного изображения Бога, Богоматери, ангелов, святых и иных религиозных персонажей. Иконопись насыщена обильной сакральной символикой. Необходимая составная часть культового убранства храмов и домашнего убранства верующих.

Ипостась (гр. «гипостасис» ― сущность) ― в христианском богословии термин, связанный с пониманием Святой Троицы как сущностного, таинственного и непостижимого единства и особенностей каждого из трех Ее лиц (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой).

Иррационализм (лат. «иррационалис» — неразумный ) — учение об ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее интуицию, веру, инстинкт, чувство основными способами познания. С позиций иррационализма мир предстает как лишенный естественных закономерностей хаос, игра случая. Характерная черта многих богословских построений.

Исихазм (гр. «покой», «безмолвие»)― возникшее в Византии в IV—VII вв., а затем возрожденное в XIII—XIV вв. (особенно в трудах Григория Паламы) мистическое учение о пути единения человека с Богом через «очищения сердца» слезами и глубокое сосредоточение. Сходно внешне с йогой.

Исповедь (покаяние). Одно из христианских таинств, состоящее в том, что верующий признается в допущенных им грехах своему духовнику (священнику), а тот от имени церкви и Иисуса Христа дает прощение («отпущение грехов») верующему (иногда под условием некоторого наказа- ния ― епитимии).   

Каноны (гр. «канон» — норма, правило) — 1) вероучительные установления, постановления христианских Вселенских соборов; 2) совокупность признанных Церковью в качестве «богодухновенных» книг Библии; 3) особые песнопения в христианском богослужении.

Канонизация (гр. «канонизо» — узакониваю) — акт причисления того или иного лица к сонму святых, то есть удостоенных Богом за их праведную жизнь, стойкость в вере, подвиги благочестия и дар чудотворения стать посредниками между Собой и людьми. Почитание святых присутствовало уже в раннем христианстве, но определенный порядок канонизации вводится с X в. и существует поныне в католицизме и православии.

Катехизис, катихизис (гр. «катехезис» — поучение, наставле-    ние) — первоначально совокупность приемов и наставлений для обращаемых в христианскую религию, позднее — краткое изложение основ вероучения той или иной христианской Церкви. Обычно эти основы излагаются в книге в форме вопросов и ответов, доступных пониманию рядового христианина. Чаще всего разъясняется символ веры, 10 заповедей, приводятся главные молитвы. Особым признанием в Русской Православной Церкви пользовался «Катихизис», составленный митрополитом Филаретом (1782—1867) и служивший в школах основным учебным руководством на уроках «Закона Божия».

Креационизм (лат. «креацио» ― сотворение). Присущее иудаизму, христианству и исламу учение о сотворении мира Богом. В современной тео-

 

логии креационизм особенно целенаправлен против теории естественной эволюции мироздания.

Медитация (лат. «медитацио» ― размышление). Мысленное отрешение от реальности путем углубленного сосредоточения на каком-либо отвлеченном объекте. Приемы медитации особенно разработаны в буддизме и составляют там один из путей достижения нирваны. Широко применяются и в различных мистических школах.   

Миссионерство (лат. «миссио» — посылка, поручение) — церковная деятельность по распространению своего вероучения среди представителей иного исповедания и неверующих. Особенно характерно для христианских культов. В настоящее время в России наблюдается своеобразная миссионерская экспансия со стороны разнообразных зарубежных протестантских, неохристианских и неоориенталистских конфессий.

Мистика (гр. «мистикос» — таинственный, закрытый) — 1) учение о сверхъестественной сущности явлений природы и общества; 2) приемы и формы переживания в экстазе непосредственного единения с миром сверхъестественного, а также доктрины (часто тайные), обосновывающие эту практику. Практика вневероисповедного мистицизма осуждается Церковью в качестве суеверий.

Мифология (гр. ― «изложение древних преданий») ― 1) сами древние предания; 2) архаический этап культуры человечества, в лоне которого формировалось религиозное мироощущение и мирообъяснение. Мифологическое мышление синкретично соединяло в себе зачатки эмпирических сведений, первобытные верования и художественно-образное мировосприятие.

Неофит (гр. «неофитос» — новообращенный) — первоначально, в раннем христианстве, только что крестившийся последователь новой религии, принявший священнический сан или монашеский постриг. Позднее неофитами стали именовать недавно обратившихся к любой религии.

Оккультизм (лат. «оккультус» — сокровенный) — учения, признающие существование скрытых в Космосе и человеке особых сил, доступных лишь для «посвященных» лиц, овладевших «эзотерическими» (скрытыми) науками и тайными обрядами и приемами. Оккультизм зародился в первые века нашей эры, его основателем считали легендарного Гермеса Трисмегиста, которому приписывали сочинение главного трактата оккультистов «Изумрудная тетрадь». Увлечения оккультизмом были распространены в Средние века. В середине и конце XIX в. сформировались новые оккультные учения и объединения последователей «тайного знания», выдающего себя за «современное естествознание».

Ордена монашеские ― сложившиеся сVІ в. в католической церкви учреждения монахов, подчиняющихся особым уставам. Как правило, учреждаются Папой Римским. Своею целью ставят особенно ревностное служение церкви религиозно-просветительской и воспитательной деятельностью, миссионерством, благотворительностью и пр. К настоящему времени в мире насчитывается около 140 монашеских орденов.  

Пантеизм (гр. «пан» — все и «теос» — Бог) — учение о существовании Бога не в потустороннем мире, а внутри самой природы, отождествление Бога с природой. Отсюда две формы пантеизма: религиозно-мистическая (растворение природы в Боге) и материалистическая (растворение Бога в природе). Наиболее видные сторонники первой формы пантеизма — мистики И. Экхарт, Я. Беме, философ Н. Мальбранш. Философы Д. Бруно, Б. Спиноза, многие выдающиеся естествоиспытатели современности (М. Планк, А. Эйнштейн) склонялись к материалистической форме пантеизма.

Провиденциализм (лат. «провиденциа» ― провидение). Теологическое учение, рассматривающее историю как таинственный замысел и промысел Бога, который определяет ход всех событий в жизни человечества и индивидов.

Рай (этимология термина неясна) — место вечного блаженства, обещанного праведникам в будущей жизни. Библия не содержит конкретно-чувственного описания картины рая, указывается, что здесь пребывают с Богом и созерцают его, испытывая радость. В Ветхом Завете рай представляется как «сад Едемский», где пребывали и откуда были изгнаны Адам и Ева. В Апокалипсисе рай выступает в неотчетливом образе нового Иерусалима, осененного славой. Неотчетливо также местонахождение рая. В исламе рай («джанна» ― сад) — тенистые сады с источниками, а также каналами и прудами. Здесь текут реки из молока, меда и вина, растут пальмовые и гранатовые деревья. Обитатели рая возлежат в богатых одеждах на расшитых ложах, пьют необыкновенные напитки, вкушают то, что пожелают. Им прислуживают «мальчики вечно юные», их услаждают «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» девственницы-гурии. Рай охраняют ангелы. Такова, по Корану, картина «джанны».

Рационализм (лат. «рационалис» — разумный). Учение о разуме как источнике и критерии истинности знаний, получившее с XVII в. широкое распространение в европейской философии и науке. Рационализм внутренне противоположен фидеизму — учению о вере как источнике знаний. Однако в христианском богословии (в особенности благодаря средневековому теологу Фоме Аквинскому) сформировались (очень влиятельные в настоящее время) школы рационалистического направления, признающие возможность (и даже необходимость) разумно-логического обоснования догматов веры.

Сакрализация (лат. «сакер» ― священный ) — наделение обычных предметов, лиц, действий, оборотов речи, норм поведения сверхъестественными качествами, возведение их в ранг священных, превращение в объекты и средства поклонения. Иногда сакрализация осуществлялась стихийно, но традиционно — в результате культовой деятельности жрецов, священнослужителей Церкви. В социологии под сакрализацией понимают включение в сферу религиозного регламентирования сознания и деятельности индивидов, социальных групп и институтов.

Свободомыслие — вольнодумство, отстаивание свободы разума и науки от религиозной опеки и цензуры, критика религиозной картины мира, догм, культа и богословия. Хотя этот термин появился лишь в XVIII в., истоки вольнодумства лежат в истории Древнего мира, отражая становление в лоне культуры светских идей и традиций. Проявления свободомыслия особенно характерны для философии, литературы, фольклора и так называемой «карнавальной культуры» эпохи феодализма и Возрождения в христианском и исламском мире. Начиная с Нового времени эти проявления составляют все более влиятельную тенденцию культуры, тесно связанную с нарастанием секуляризации. Иногда свободомыслие выступает в религиозном одеянии (некоторые «ереси»), но чаще — в светских, «мирских» формах. Подчас вольнодумство сводится к одной лишь критике религии (даже к нигилистическому ее отрицанию), но, как правило, оно сочетается с позитивным утверждением ценностей светской, гуманистической культуры. Можно выделить такие формы свободомыслия, как религиозный индифферентизм, пантеизм, деизм, религиозный скептицизм. Наиболее последовательная форма свободо-мыслия — атеизм.

Святые ― легендарные илиреальные личности, особенно чтимые церковью и верующими как лица, наделенные за свою праведную жизнь и стойкую веру особой благодатью, в том числе даром чудотворения. Считаются небесными покровителями людей. Этот культ наиболее распространен в православии, где почитается около 400 святых.

Секуляризация (лат. «секулярис» — мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер общественной, групповой и индивидуальной жизни от религиозного влияния и контроля. Выражается в постепенном снижении воздействия Церкви на деятельность государства и общественных институтов, на систему образования и воспитания граждан, на учреждения культуры. Секуляризация ведет к усилению роли светских ценностей, позитивных научных знаний в сознании и поведении граждан, к снижению интенсивности и уровня религиозности населения. Этот объективный процесс в развитии общества в особенной степени обусловлен прогрессом науки и техники, социально-демократическими преобразованиями в жизни различных стран. Однако в социалистических государствах этот процесс искусственно форсировался и сопровождался грубыми нарушениями принципов свободы совести.

Спасение — в христианском богословии означает избавление от греха и вины, высшее блаженство, возможность приблизиться к Спасителю Иисусу Христу. Идея спасения, соответственно модифицированная, присуща буддизму и исламу.

Спиритизм (лат. «спиритус» — дух). Вера в возможность непосредственного контакта так называемых «медиумов» (посредников) с душами умерших. Восходит к древнейшим анимистическим представлениям. Как массовое мистическое течение сформировалось в XIX в. в США, где возникли первые спиритические группы и объединения, затем распространилось и в другие страны. На спиритических сеансах «вызывают» души умерших, прибегая к столоверчению, «хождению блюдца» и прочим магическим приемам, имитируют беседы с вызванными душами и т. п. Спиритические объединения

 

и клубы издают газеты и журналы, разнообразную литературу, пропагандирующую и поныне модное суеверие.

Теософия (гр. «теос» ― бог, «софия» ― мудрость, знание). Мистическое богопознание, опирающееся на субъективный мистический опыт, на непосредственное созерцание с помощью интуиции и озарения. Истоки теософской традиции лежат в философских учениях древности, Средневековья и раннего Нового времени (платонизм, неоплатонизм, гностицизм, идеи алхимиков и астрологов, мистические учения Ф. Парацельса, Я. Беме, Э. Сведенборга и др. ), в некоторых компонентах индуизма, буддизма, еврейской каббалы, христианских сектантских движений.

Толерантность (лат. «толерантиа» — терпение) — терпимое отношение к чужим мнениям, убеждениям, верованиям и поведению. Один из важнейших принципов жизни свободного, демократического общества, где плюрализм мировоззрений и идей становится привычной нравственной нормой. Формирование толерантности — одно из непременных требований воспитания и приобщения к достояниям современной культуры. Противостоит мировоззренческой нетерпимости и вероисповедному фанатизму. Приобретает особое значение в жизни современного общества, где совместно живут и сотрудничают сторонники религии и атеизма, приверженцы различных конфессий, последователи разных политических течений и партий, представители многочисленных национальностей и т. п.

Убеждения — знания и идеи, имеющие личностный смысл для человека, согласующиеся с его жизненным опытом и ценностными ориентациями. Определяют жизненную позицию личности, выступают своеобразным каркасом ее мировоззрения, побудительными мотивами поведения. Воспринимаются самой личностью как несомненная истина и важнейшее духовное достояние, самостоятельно выношенное (а может быть, и выстраданное). Непосредственно затрагивают отношение личности к различным феноменам культуры, в том числе к религии. Вследствие своей субъективной природы могут быть ложными, не согласующимися с действительными ценностями, и тогда представляют собой предубеждения, не осознаваемые в таком качестве самой личностью. Предубеждения — психологическая опора разнообразных предрассудков, серьезное препятствие формированию толерантности, одно из проявлений фанатизма.

Фанатизм (лат. «фанатикус» — неистовый, исступленный) ― 1) страстная преданность чему-либо; 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, сопровождающаяся, как правило, особой нетерпимостью, предубежденностью, неприязнью к иным взглядам и их носителям.

Харизма (гр. «харизма» ― милость, дар). В христианстве ― благодать, награда от Святого Духа. Наделение (по аналогии с апостолами в День Пятидесятницы) особо праведных людей выдающимися духовными качествами: мудростью, знанием, умением различать духов, даром исцеления, чудес, пророчеств, говорения на иных языках и т. п. Особую роль представления о харизме играют в пятидесятничестве и в других экстатических конфессиях.

Целибат (лат. «целебс» ― неженатый) — безбрачие духовенства. В православии связано с принятием монашества и весьма редко, по добровольному обету, с принятием сана священника. В католицизме целибат обязателен не только для монаха, но и для священнослужителя. Установлен в XI в. папой Григорием VII для предотвращения раздела наследства священников и сохранения их имущества в качестве собственности Церкви, а также для повышения престижа духовенства среди паствы. Противоестественный отказ от семьи — причина многих трагедий в среде католического духовенства и связанных с ними многочисленных фактов отказа от сана либо его лишения. Неоднократные обращения (особенно частые в последнее время) к папскому престолу со стороны духовенства и мирян об отмене целибата не находят удовлетворения, несмотря на очевидную архаичность этого установления в наши дни.

Чистилище — промежуточное место между раем и адом, где души грешников, отягощенных смертными грехами и не получивших отпущения в таинстве покаяния, горят в очищающем огне, чтобы затем попасть в рай. Молитвы за умершего и материальные приношения в церковь за него могут сократить срок пребывания в чистилище. Учение о чистилище установлено в качестве одного из специфических догматов католической Церкви в 1439 г. на Флорентинском соборе. Следы распространенной еще в раннем христианстве веры в чистилище сохранились в православии в форме представления о сорокадневных после смерти грешника мытарствах души и о необходимости молений за него. Сам же догмат о чистилище православие отвергает.

Чудо — нарушающее законы природы, непостижимое и вызванное волей Бога сверхъестественное событие. Сказания о чудесах содержатся в «священных книгах» всех религий. Вера в чудо — обязательный элемент каждого вероучения. В качестве чуда верующие нередко воспринимают необычные, странные явления природы и собственной жизни.

Экуменизм (гр. «ойкумена» ― обитаемый мир, Вселенная) ― начавшееся в 1910 г. (Эдинбург) движение к объединению христианских течений и конфессий к единой и всеобщей Церкви Христовой. В 1948 г. создан руководящий орган движения ― Всемирный Совет Церквей. В него входят более 300 религиозных объединений из более чем 100 стран, в том числе ряд христианских церквей России.  

Эпитимия, епитимья (гр. «эпитимион» — наказание) — наказание в форме поста, поклонов и иных проявлений раскаяния, налагаемое священником на верующих (реже ― избираемое ими самими) за допущенные прегрешения или неисполнение указаний священника. Рассматривается Церковью в качестве способа «врачевания духовного».

Эсхатология (гр. «эсхатос» ― последний). Свойственное многим религиям учение о конечных судьбах мира и человечества. Более всего присуще иудаизму (ветхозаветные пророчества) и христианству (многочисленные новозаветные символы и притчи, апокрифические евангелия). Особенно насыщено эсхатологическими идеями и образами содержание «Откровения Иоанна Богослова».

Язычество — термин происходит от церковно-славянского «языцы», то есть народы, инородцы. Таким образом русские книжники выражали свое отрицательное отношение к некрещеным народам. В современном значении под язычеством подразумевается религиозный комплекс, предшествующий мировым религиям.

 


[1] Митрохин Л. Н. Понятие религии. М., 2003. С. 78− 79. Так, Е. И. Аринин приводит в своей книге 100 разных определений религии, отмечая, что этот перечень дефиниций в религиоведческих сочинениях далеко не полон. См.: Аринин Е. И. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины. М., 2004.         С. 288− 310.

[2] Аверинцев С. С. Теология // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2001. С. 32− 33.

[3] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Репринт. изд. М., 1992. С. 362.  

[4] Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 1192.

[5] «Теология христианских конфессий обладает энциклопедической структурой», – замечает Ю. А. Кимелев и констатирует далее, что в нее входит ряд дисциплинарных комплексов. «Такие комплексы чаще всего именуются: библейская теология, которая включает в себя круг вспомогательных и вводных дисциплин, а также группы дисциплин, изучающих соответственно Ветхий и Новый Заветы; историческая теология, которая является церковной историей, подразделяемой в зависимости от эпох, а также историей догматов; систематическая теология, содержащая фундаментал-теологию, догматику, моральную теологию; практическая теология, в составе которой катехитика, религиозная педагогика, пасторальная теология, литургика, гомилетика» (Кимелев Ю. А. Философия религии. М., 1998. С. 170).

[6] На наш взгляд, несомненно, интересное учебное пособие В. Н. Назарова «Введение в теологию» (М., 2004), рекомендованное Министерством образования и науки для соответствующей вузовской специальности, хотя и не предназначено для подготовки священнослужителей, тем не менее содержит в себе конфессиональную апологию, а потому все же не подходит для светской школы.   

[7] Абачиев С. К. Православное введение в религиоведение. М., 2004. С. 10.

[8] Там же. С. 20.

[9] Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1997. С. 242.

[10] Митрохин Л. Н. Понятие религии. М., 2003. С. 114.

[11] Митрохин Л. Н. Понятие религии. М., 2003. С. 125.

[12] Эта аморальная практика хорошо обрисована в книге Джоэла Крамера и Дианы Олстед «Маски авторитарности: Очерки о гуру» (М., 2002).

[13] Митрохин Л. Н. Понятие религии. М., 2003. С. 182.

[14] Аверинцев С. С. Спасение // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 615.

[15] Лекция разработана совместно с доктором философских наук, профессором В. С. Глаголевым.

[16] Правда, такой авторитетный исследователь, как Е. Г. Балагушкин считает, что понятие «новые религии» приемлемо в качестве одной из разновидностей «нетрадиционных религий», выделяя в этом термине «обновленческие религиозные движения», «оппозиционные религии» и «альтернативные религии». (Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии современной России. М., 1999. С. 17− 31. )

[17] Укажем, например, на рекомендованные в 2000 и 2001 гг. Минобразованием учебные пособия: П. Иванов, О. Давыденков и С. Каламов «Христианство и религии мира»; Е. Шестун «Православная педагогика»; Р. Янушкявичюс и О. Янушкявичене «Основы нравственности». В духе религиозного креационизма, искажающего научную картину мира, с благословения Министерства образования вышла в 2001 г. миллионным тиражом (! ) учебное пособие Д. Гудинга и Дж. Леннокса «Мировоззрение: Для чего мы живем и занимаем наше место в мире» и было разослано бесплатно в школы. Тремя годами позже тоже с благословения Министерства двухтомное продолжение этого пособия вышло тиражом в 800 000 экземпляров. Возмущение светской общественности и правозащитных движений вызвало одобренное Министерством школьное пособие А. В. Бородиной «Основы православной культуры», содержащее ксенофобные высказывания. К мусульманскому вероучению склоняет и именует языческими все остальные религии учебное пособие для школ и вузов А. В. Полосина «Преодоление язычества».  

 

[18] Когда рукопись этого пособия уже сдавалась в печать, в прессе появилось сообщение о том, что новое руководство Минобразования приняло решение о введении в школы России курса по истории мировых религий, который разрабатывается коллективом светских ученых и будет преподаваться светскими учителями. Но, по словам руководителя этого коллектива академика А. О. Чубарьяна, ряд важных проблем преподавания этой дисциплины Министерством все еще не решен.

[19] Лонерган Б. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. 2002. № 2. С. 89.

[20] Там же. С. 92.

[21] Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000. С. 364− 401.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...