Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС




Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические основы функционирования ФОМС

Основные положения о ФОМС

Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС

Основные принципы деятельности ФОМС

Глава 2 Анализ доходов и расходов ФОМС

Формирование доходов ФОМС и их анализ

Анализ расходов ФОМС

Анализ сбалансированности ФОМС

Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности ФОМС

Проблемы ФОМС и возможные пути их решения

Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

доходы внебюджетный фонд медицинское страхование

 


Введение

 

Здоровье относится к одной из главных ценностей современного человека, именно поэтому медицинское страхование в любой стране составляет важнейшую часть социальной инфраструктуры.

В нашей стране существует обязательное (представляет собой вид обязательного социального страхования, обеспечиваемый с помощью государственных мер, направленных на реализацию бесплатной медицинской помощи, но в пределах программы обязательного медицинского страхования) и добровольное медицинское страхование (вид личного страхования, позволяющий получить медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях, не работающих по программе обязательного медицинского страхования).

Следует отметить, что в России в связи с углублением рыночных реформ прослеживается усиление социального и имущественного расслоения общества, что потребовало обеспечить должным образом обязательное медицинское страхование, экономическую основу которого составляют средства из Фонда обязательного медицинского страхования.

Целью данной работы является изучение и анализ деятельности внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования.

В свою очередь для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретический аспект функционирования ФОМС, провести анализ доходов и расходов ФОМС, выявить основные пути повышения эффективности деятельности ФОМС.

В целях написании данной работы были использованы различные нормативно-правовые акты, такие как Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также труды различных ученых, периодика, данные с сайта Федерального фонда обязательного медицинского страхования.


Глава 1. Теоретические основы функционирования ФОМС

Основные положения о ФОМС

 

Обязательное медицинское страхование необходимо для реализации прав людей на бесплатную медицинскую помощь. [1, с.10]

В свою очередь, медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья.

Обязательное медицинское страхование регулируется преимущественно Законом РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29.11. 2010 года. Его роль заключается в установлении правовых, экономических и организационных основ медицинского страхования в РФ, в урегулировании вопросов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования и т.д.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, которая предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.[2, с.17]

Выделяют следующие принципы обязательного медицинского страхования: а) всеобщность, что означает право на получение медицинских услуг, которые включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования всеми граждане РФ независимо от их пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода; б) государственность, то есть средства обязательного медицинского страхования являются государственной собственностью РФ, управление ими осуществляют федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также специализированные страховые медицинские организации; в) некоммерческий характер означает, что прибыль от операций по обязательному медицинскому страхованию направляют в целях пополнения финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования; г) обязательность, то есть обязательное осуществление местными органами исполнительной власти и юридическими лицами отчислений по соответствующей ставке в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, кроме того экономическая ответственность при нарушении условий платежей, выражаемая в виде пени и/ или штрафа.

Субъектами обязательного медицинского страхования являются: а) застрахованное лицо (является физическим лицом, на которое распространяется обязательное медицинское страхование); б) страхователь (является физическим или юридическим лицом, вступающим в гражданско-правовые отношения со страховщиком); в) страховая медицинская организация (является юридическим лицом, осуществляющим медицинское страхование, также на них возложено выполнение финансового контроля работы медицинских учреждений); г) медицинское учреждение (организация, имеющая право на осуществление определенной медицинской деятельности). В роли объекта обязательного медицинского страхования выступают медицинские услуги, которые реализуются согласно программам обязательного медицинского страхования. Кроме того, застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис - документ, который гарантирует человеку предоставление медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Для обеспечения государственной политики, касающейся обязательного медицинского страхования граждан, существуют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - государственный внебюджетный фонд, основная цель которого, финансовое обеспечение медицинского обслуживания населения РФ. Он, как государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, осуществляет деятельность на правах юридического лица. Создание Федерального фонда обязательного медицинского страхования было осуществлено 24.02. 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I, а утверждение устава фонда - 29.07.1998 года.

Бюджетный кодекс РФ и федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» представляют основные нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность.

Основные направления деятельности ФОМС представлены исполнением на территории РФ Закона «О медицинском страховании граждан в РФ», развитием и совершенствованием нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют собой центральные финансирующие организации в страховой медицине, осуществляющие контроль за объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи, а также вступающие в финансово-правовые отношения с соответствующими субъектами здравоохранения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ создают территориальные фонды обязательного медицинского страхования, работающие в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, которое утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». На данный момент, в систему обязательного медицинского страхования РФ входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования.

Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС

 

На сегодняшний день в России применяется бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, т.е. в данном случае финансирование здравоохранения осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет взносов работодателей.

Необходимость применения не только бюджетной, но и страховой модели вызвана тем, что государственная медицина часто не в состоянии обеспечить требуемое качество медицинской помощи в связи с недостаточным бюджетным финансированием и неэффективным распределением имеющихся средств. Поэтому именно страховая модель финансирования здравоохранения направлена на обеспечение качественной медицинской помощи застрахованным лицам. То есть, благодаря системе обязательного медицинского страхования, кроме выделенных бюджетных средств, происходит дополнительное финансирование здравоохранения.

В свою очередь, для реализации страховой модели финансирования здравоохранения, созданы ФФОМС и ТФОМС, которые играют роль посредника между лечебными учреждениями и непосредственно населением. Именно они аккумулируют страховые взносы, обеспечивают финансовую стабильность государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивают финансовые ресурсы на его реализацию.

На сегодняшний день сложно переоценить значение ФОМС. Рассмотрим основные задачи, стоящие перед федеральным фондом обязательного медицинского страхования, выполнение которых позволяет реализовать социальные функции государства:

) ФФОМС должен обеспечивать установленные законодательством РФ права граждан на медицинскую помощь, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

) ФФОМС обязан обеспечивать финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования и создавать необходимые условия для выравнивания объема и качества медицинской помощи, которая предоставляется гражданам на всей территории РФ в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

) ФФОМС должен осуществлять сбор финансовых средств для того, чтобы обеспечивать финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования.

Кроме того, для выполнения выше перечисленных задач, на ФФОМС возлагаются следующие функции:

) осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

) разработка и внесение предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

) осуществление сбора финансовых средств ФФОМС;

) выделение средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования, как на безвозвратной, так и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

) осуществление контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования;

) осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования (проводит ревизии и целевые проверки);

) осуществление организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

) внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

) осуществление сбора и анализа информации и представление в Правительство РФ;

) организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

) изучение и обобщение практики применения нормативно-правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

) обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

) осуществление участия в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

) ежегодное представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета ФФОМС на соответствующий год и о его исполнении.

Именно на ФФОМС возлагается реализация общего нормативного и организационного руководства системой обязательного медицинского страхования, также он представляет собой учреждение, подотчетное Законодательному Собранию и Правительству РФ. Бюджет данного фонда и отчет об его исполнении утверждается Государственной Думой. Его формируют страховые взносы предприятий, взносы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предназначенные на реализацию совместных программ и другие источники.

Что касается ТФОМС, то их роль заключается в выполнении следующих задач:

) осуществление контроля за реализацией государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории соответствующего субъекта РФ,

) регулирование взаимоотношений между субъектами и участниками системы обязательного медицинского страхования.

Следует отметить, что именно территориальные фонды аккумулируют и распределяют финансовые средства обязательного медицинского страхования, являющиеся государственной собственностью и не входящие в состав других бюджетов. Образование финансовых средств происходит за счет страховых взносов, которые уплачиваются предприятиями на обязательное медицинское страхование работающего населения, средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также других источников. ТФОМС являются подотчетными органам представительной и исполнительной власти.

Коллегиальный орган-правление и председатель ФФОМС осуществляют управление ФФОМС. Следует отметить, что они решают следующие вопросы: утверждают перспективные планов работы ФФОМС; рассматривают проекты бюджета ФФОМС и отчеты об его исполнении, утверждают годовые отчеты о результатах деятельности ФФОМС; рассматривают проекты нормативных актов, направленных на совершенствование системы обязательного медицинского страхования; принимают решения по поводу внесения предложений, касающихся определения норматива средств на содержание ФФОМС, рекомендаций, касающихся определения норматива средств на содержание ТФОМС, а также страховых медицинских организаций; формируют ревизионную комиссию.

Коллегиальный орган-правление ФФОМС состоит из одиннадцати человек, его утверждает Правительство РФ на 3 года. Коллегиальный орган возглавляется председателем (министр здравоохранения РФ). В составе коллегиального органа могут быть представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений.

Решение коллегиальный орган принимает голосованием во время заседания всех членов правления. Причем заседания коллегиального органа проводят не реже, чем 4 раз в год.

Назначение на должность Председателя ФФОМС и освобождение от должности реализуется Правительством РФ по предложению Министра здравоохранения РФ, а назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя ФФОМС осуществляет Министр здравоохранения РФ по предложению председателя ФФОМС.

В свою очередь, на Председателя ФФОМС возлагается осуществление руководства за текущей деятельностью, ответственность за соответствующие результаты. Также Председатель ФФОМС выполняет следующие действия: распоряжение имуществом ФФОМС, заключение договоров, открытие расчетных счетов, утверждение структуры, штатного расписания, сметы расходов ФФОМС, организация учета и отчетности ФФОМС, издание приказов и другое. Обязанности Председателя ФФОМС может выполнять заместитель Председателя ФФОМС по причине его временного отсутствия.

Финансовую деятельность ФФОМС контролирует ревизионная комиссия. Причем назначает проверки деятельности ФФОМС Министерство здравоохранения РФ.

Что касается организационной структуры ФФОМС, то на сегодняшний день Председателем ФФОМС является Стадченко Н.Н., а заместителями председателя являются Карчевская С.А., Нечепоренко Ю.А., Кувалдин А.И., Соколова И.В. (рисунок 1, смотри приложение).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...