Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности одаренных детей дошкольного возраста




Когда речь заходит о составлении специальных учебных программ для одаренных детсй, часто возни-кает следующий вопрос: «Какого ребенка считать ода-ренным?» Множество различных определений одарен-ности сходится в том, что она не исчерпывается только высоким IQ, хотя IQ — критерий, практически неизбе-жный в оценке явно выраженной или потенциально имеющейся одаренности. Характерно, например, что IQ не является ведущим показателем в определении му-зыкальных способностей. но у больгаинства музыкаль-но одаренных детей уровень умслвенного развития выше среднего. В 1972 году Комитет по образованию США публиковал следующее определение: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оцене опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

интеллектуальной;

академических достижений;

творческого или продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественной деятельности;

двигательнвй.

В последние годы двигательные способности выпа-ли из этой классификации. Изначально этот пункт быд включен Комитетом по образованию США с тем, чтобы возможно более широкий круг детей был бы представлен в качестве талантливых и одаренных. Однако Кларк (1979), как и ряд других исследователей, указала, что именно это определение привело к путанице и в выявлении способных детей, и в составлении про-грамм для них. Она уточнила, что термин «одаренныт относится к когнитивным способностям, а «талант» включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функ-ций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. В этом отношении ее позиция основана на выдвинутой Юнгом (1964) идее организации человеческого опыта.

Разумеется, ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей. Перечень указанных сфер был составлен в процессе осуществления трехлетней программы по ранней реабилитации и акселерации талантливых детей с сенсорными или; физическими недостатками ("RAPYHT")*(Проект " RAPYHT " — финансируемая государством програvма для одаренных и талантливых детей дошкольного возраста, имеющих сенсорные или физические недостатки.— Прим. ред.).

Схема эта доказала свою полезность и применительно к здоровым одаренным детям.

1. Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдателыюстью й исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то иное занятие, охотио и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует спо-собности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные спрсобности к решению задач.

2. Сфера академическнх достижешш. Чтение: ребенок часто выбирает свойм занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключителыю.хорошо заиоминает то, что ему читагот; способен долго удерживатъ в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика: ребенок проявляст боль-шойинтересквычислсниям, измерениям, взвеишванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании матемагических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложетшя и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих от-ношения к математике. Естествознание: ребшок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способностм к классификации; может подолгу сохранять внимание к дредметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большо» интерес к естественнонауч-ным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-рледственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

3. Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно в и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктив-ность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изо-бретателен в изобразительной деятельности, в играх в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной си-туации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен про-дуцировать оригинальные идеи или находить оригина-льный результат; он склонен к завершенности и точно-сти в художественно-прикладных занятиях и играх.

4. Общение и лидерство. Ребенок легко приспоса-бливается к новым ситуациям; другие дети предпочи-тают выбирать его в качестве партнера по играм и за-нятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить игра-ми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выхо-дящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5. Сфера художественной деятельности. Изобрази-телъное искусство: ребенок проявляет очень болыпой интерес к визуальной информации; в мельчайших дета-лях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них болыхюе удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует сред-ства художественной выразительности; эксперименти-рует с использованием традиционных материалов; осо-знанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по цервым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.

6. Двигателыгая сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медлен-ного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития (Abaham, 1976; С1аrс, 1979; Gallagher, 1975; Newland, 1976). Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них болыне, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревнователь-ности и независимости, отличаются высокими социаль-ными идеалами, более цельны, любознательны, изо-бретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на не-справедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их Развития, и результаты их деятельности имеют уника-льный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...