Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одаренные дети из малоимущих семей




Одной из главных проблем потенциально одаренных детей в малоимущих семьях является их почги неизбежно низкая самооценка. Они живут в ожидании не-удач и в конце концов не могут их избежать. К сожале-нию, такие дети чаще сталкиваются с проблемами физического развития, чем их более благополучные сверстники, а психологические проблемы у них при-обретают особую остроту. В бедных семьях воспита-ние, равно как и интеллектуальная стимуляция, чаще всего находятся не на должном уровне.

В семьях с низкими доходами число так или иначе проявляющих свою одаренность детей, скорее всего, меньше числа потенциально одаренных, поскольку их повседневная действительность не дает им тех возмо-жностей, которые доступны детям из среднего и высше-го социоэкономического слоя,

В очень похожем положении оказываются одарен-ные и талантливые дети, имеющие сенсорные или физические недостатки: они, вероятнее всего, останутся незамеченными или будут отмечены как потенциально, а не явно одаренные. Тот или иной недостаток разви-тия порой заслоняет способности и таланты. И только когда недостаток в какой-то степени компенсирован или смягчен, может проявиться действительная ода-ренность.

Учителя детей, имеющих сенсорные или физические недостатки, не подготовлены для работы собственно с одаренными детьми. Тем не менее одно из преимуществ их подготовки заключается в том, что они умеют вести диффренцированное обучение и составлять инди-видуальные учебные программы. Данная стратегия и методы могут быть применимы в обучении здоровых одаренных детей.

 

 

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Карне, Шведел и Линнемайер (1982) выделили сле-дуюхцие принципы составления программы для ода-ренных детей младшего возраста.

1. Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в ариф-метическом счете не отличаться от своих «средних» сверстников. Другой ребенок, имеющий пре-красные музыкальные способности, вовсе не блещет в общеобразовательной школе. Третий ребенок—с высоким IQ, но с необычайно низкой самооценкой. Отсюда необходимость в определе-нии сильных и слабых сторон каждого ребенка и составлении программы, отвечающей его потребностям.

2. Одаренные дети очень критичны к себе и по-рой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе. Реакция близких взрослых значит для них очень много. Несоответствие меж-ду высоким интеллектуальным развитием и доступными двигательными навыками может сильно огорчать ребенка и в конце концов привести к формированию негативной Я-концепции. Например, 4-летний малыш может сочинить и прекрасно рассказать какую-то историю, но ему чрез-вычайно трудно записать ее на бумаге. Когда ре-бенок не может этого сделать, у него появляется ощущение собственной несостоятельности. Тако-го ребенка необходимо убедить в том, что он та-лантлив и скоро научится так же хорошо писать, как говорит, а пока ему помогут в этом взрослые.

3. Семья должна играть важнейшую роль в образовании одаренного ребенка. Результаты программы обучения могут быть наилучшими, когда семья и школа работают в тесном контакте.

4. Программа для маленького одаренного ре-бенка должна включать разнообразный учебный материал, соответствующий его интересам и пс требностям. Обычно одаренных детей отличае широкая сфера интересов и развитые навыки.

5. Программа для одаренного ребенка жна быть сбалансированной и способствовать всестороннеуу развитию, предусматривать раз. витие двигательной и эмоциональной сфер, а так-же общения.

6. Одаренный ребенок, обучающийся в одной группе со «средними» детьми, должен иметь воз-можность общения со столь же одаренными сверстниками. Иногда это условие может повлечь перевод в другое учебное заведение с тем, чтобы одаренный ребенок мог найти соответствую-щую ему среду.

7. Программа обучения одаренного ребенка достигает лучших результатов, когда за ходом ее выполнения следит руководитель, имеющий спе-циальную подготовку и опыт работы с одаренны-ми детьми.

8. Образцовая программа для одаренного и талантливого ребенка требует непрерывного обучения персонала по месту работы.

9. Родителям и специалистам важно сотруд-ничать, чтобы определитъся в отношении целей, когорые ставятся перед ребенком, и путей к их достижению. Когда семъя и школа сотрудничают таким образом, одаренный ребенок наиболее пол-но реализует свой потенциал.

10. Неотъемлемой частью программы для ре-бенка должна бытъ система ее оценки. Важно определить, в какой мере ребенок достигает по-ставленных целей, а также—довольны ли родите-ли программой, выявить ее слабые места. Только когда существует четкая система оценки програм-мы, специалисты и родители могут судить, отве-чает ли она потребностям ребенка и добивается ли он необходимых результатов.

11. Образцовая программа должна включать хорошо организованную, эффективную и постоян но действующую систему выявления одарен-ности, в которой играют свою роль и родители.

12. Программа должна предусматривать опти-мальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступатель-ный ход его развития. Все это требует совместных усилий администрации, учителей, вспомогатель-ного персонала и родителей.

13. Программа должна развивать настойчи-вость в достижении целей. Высокого 1(3 недостаточ-но; целеустремленность и желание довести дело до конца, может быть, не менее важны.

14. Развитие творческих способностей — также важная цель программы. Дифференциро-ванный курс обучения для одареныого ребенка, безусловно, не должен обходить вниманием этот важный аспект развития личности.

15. Необходимо изыскивать пути привлечения к обучению одаренных детей талантливых настав-ников. И школа, и родители нуждаются в помопщ людей, обладающих специальными знаниями, ко-торых ни школа, ни семья дать не могут.

РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ — ОБЩАЯ ЗАДАЧА

 

Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем и.к сверстники со средними способностями. Большинство исследований в этой области проводшюсь в 60-х годах. В основном они охватывали детей старше 6—7 лет. Тем не менее в этих исследованиях есть многое, что можно принять за основу при изучении этой проблемы применительно к дошколъникам: причины несоответствия между кон-кретными достижениями и потенциальными способно-стями, информация для работы с родителями, воспита-тельпые приемы и т. д.

Хотя проблема реализации способностей действи тельно очень сложна, многим специалистам удалось сойтись во мнениях по поводу причин, лежащих в ее ос-нове: (Bricklin, 1967; Combs, 1965; Fine1967;Gallagher, 1975;Karnes, МсСоу, Zehrbach, Wollerheim, Clarizio, Costin and Stanlei 1961; Pringle1970;Whitmore, 1980). Причины эти распадаются на четыре категории.

Первая связана с сенсорными недостатками, таки-ми, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефекта-ми, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет воз-можности воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения бу-дут ниже его умственного возраста. Ребенок с наруше-ниями речевого развития — также одаренный—вряд ли достигнет результатов, соответствующих его ум-ственному возрасту, если нарушения не будут устране-ны как можно раныве.

Каждый ребенок должен регулярно проходить осви-детельствование для выявления сенсорных или физических отклонений, требующих медицинского вмешательства. Разумеется, для нормального развития ребенка необходимо и хорошее питание.

Вторая причина, мешающая реализации способно-стей,— плохое преподавание и не отвечающие запро-сам одаренных детей учебные программы (см. главы 4 и 5).

Третъя причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.

Четвертая и, пожалуй, самая главная причина это психологические предпосылки, мешающие реали^ зации, их корни часто закладываются в семье. Роди| лям необходимы знания и навыки, которые позвсхг обеспечить развитие их одаренных и талантливых тей.

Каждый случай требует индивидуального рассл трения, но тем не менее можно назвать и несколько щих факторов (Fine, 1967; Gallagher, 1975; Pringle, Whitmore, 1980):

негативное отношение к школе и к учебе;

нарушение отношений с родителями;

подверженность колебаниям настроения, депрес-

сии, духу противоречия;

низкая самооценка, чувство «гонимости»;

тенденция к оправданию и объяснению своих не-

достатков, перекладывание вины на других;

склонность к фантазированию;

плохие межличностные отношения, недоверие

к другим;

недостаток настойчивости, склонность отвлека-

ться и откладывать дела;

враждебное отношение к руководителям;

скука;

отсутствие самодисциплины и неспособность

нести ответственность за свои действия;

недостаток лидерских способностей;

недостаток увлечений или излишнее внимание

к ним;

неприятие состязательности;

эмоциональная неуравновешенность;

чувствителыюсть'к критике; тенденция критико-

вать других;

нереалистические цели.

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Лета Холлингуорт (1923, 1926, 1931, 1936, 1942) вне-сла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных Детей.

1. Неприязнъ к школе. Такое отношение часто появ-ляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учеб-ный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформностъ. Одаренные дети, отвергая стан-дартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для ода-ренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо боль-шей степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллек-туалъным и социалъным развитием. Одаренные дети ча-сто предпочитают общаться и играть с детьми старше-го возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физиче-ском развитии.

Список этот был продолжен другими исследовате-лями. Уитмор (1980), изучая причины уязвимости ода-ренных детей, привел следующие факторы.

1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потреб-ность совершенства. Они не успокаиваются, не достиг-нув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отноше-ние к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто, не удовлетво-рены, отсюда—ощущение собственной неадекватнос-ти и низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возмо-жности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4. Сверхчувствителъностъ. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и луч ще понимают отношения и связи, они склонны к крити-ческому отношению не только к себе, но и к окружаю-щим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто вос-принимает слова или невербальные сигналы как прояв-ления неприятия себя окружающими. В результате та-кой ребенок нередко считается гиперактивным и отвле-кающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребностъ во внимании взрослых. В силу при-родной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раз-дражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимостъ. Одаренные дети нередко с не-достаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут от-талкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...