Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Выход на пенсию как психологическая проблема




Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни, является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как за- вершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало дру- гой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т. п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксиро- ванное во времени событие, оно может оказать долговременное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни, начинается задолго до фактического оставления работы.

Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношение к действительности и т. п. Человек " примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е. С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для чело- века психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым. (4, 5)

Ю. М. Губачев также отмечает, что " преждевременный физический и ду- ховный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд - главное лекарство от старости.

Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пен- сионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий,


сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пен- сионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный пери- од в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной си- туации связанно как с внешними факторами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от обще- ства и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценно- стей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровож- дается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью ис- пользуют увеличившееся свободное время, находят новую социальную сре- ду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адап- тации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли.

Отечественные исследователи изучали представление пожилых людей об образе жизни на пенсии. Человек впервые, сталкивается с ситуацией пол- ной и постоянной незанятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую си- туацию. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает до-


ступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требо- ваний, ценностей. (12)

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для пере- стройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуаль- ных особенностей и объективных обстоятельств;

- существенным фактором такой адаптации является рациональная орга- низация и правильный выбор занятий;

- семья выполняет компенсаторную функцию, т. е. становится основной сферой межличностных контактов.

Р. С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

- Предпенсионная фаза.

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

- Фаза " Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию). Эйфория от вновь обретенной свободы.

- Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными " предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

- Фаза переориентации.

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жиз- ненных альтернатив.

- Фаза стабильности.

Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможно- стей позволяют принять роль и статус пенсионера.

- Завершающая фаза.

Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней рабо- ты и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выпол- нение повседневных обязанностей.


Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменя- ются не в строго определенном порядке.

Шапиро В. Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изме- нениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения. (12)

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не гото- выми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленность к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, со- храняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адап- тации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления инди- вида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адап- тация связывается с достижением оптимального взаимодействия между лич- ностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация связыва- ется с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсут- ствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструк- тивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.


При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых лю- дей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...