Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 151. Что является противоположностью веры?




 

Ответ. Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр), представляющее собой основу, у которой также как и у веры имеются ответвления. Ранее уже было сказано, что в осно­ве веры лежит связанное с подчинением подтверждение, требу­ющее выражения повиновения в форме исполнения религиозных обязанностей. Что же касается неверия, то в его основе лежат отрицание и упорство, неизбежно связанные с высокомерием и ослушанием. Все религиозные обязанности относятся к тем или иным ответвлениям веры, а в некоторых аятах и хадисах, как мы уже отмечали ранее, многие из этих обязанностей были прямо названы верой. С другой стороны, все прегрешения относятся к тем или иным ответвлениям неверия, а в некоторых аятах и ха­дисах многие из них были прямо названы неверием, о чём мы подробнее поговорим ниже.

Таким образом, если ты знаешь об этом, значит, тебе извест­но и то, что неверие бывает двух видов:

Большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), которое полностью ставит человека вне рамок веры. Неверие такого рода связано с убеждениями, несовместимыми ни со словами, ни с делами серд­ца или же с чем-нибудь одним из этого.

Малое неверие (аль-куфру-ль-асгар), несовместимое с полно­той веры, но не противоречащее вере абсолютно. Неверие тако­го рода находит своё выражение в делах, но не противоречит ни словам, ни делам сердца и не обязательно требует этого.

 

Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью не­совместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, поче­му такое неверие приводит к исчезновению веры?

 

Ответ. Ранее уже говорилось о том, что вера представля­ет собой сочетание слова и дела. Имеются в виду слова серд­ца и языка и дела сердца, языка и прочих частей тела. Под словами сердца подразумевается убеждённость, а под слова­ми языка - произнесение слов свидетельства единобожия. Если же говорить о делах сердца, то под ними подразумеваются намерения и проявление искренности, тогда как под делами частей тела подразумевается повиновение, находящее своё выражение в исполнении всех религиозных обязанностей.

Таким образом, с прекращением слов и дел сердца, слов языка и дел, совершаемых различными частями тела, вера исчезает полностью, если же исчезает убеждённость сердца, то и всё остальное становится бесполезным.

Убеждённость сердца является необходимым условием дей­ствительности вышеупомянутых четырёх условий и их полез­ности, как и в случае с теми, кто не верит в имена и атрибуты Аллаха или же во что-нибудь из того, с чем Аллах направил к людям Своих посланников и что Он ниспослал в Своих Писа­ниях.

Все приверженцы сунны единодушны во мнении о том, что если дела сердца прекращаются, это приводит к полному ис­чезновению веры, даже если и сохраняется искренняя убеж­дённость. И все они считают, что одна только убеждённость сердца бесполезна, если она не подкреплена делами, являю­щимися выражением его любви и повиновения. Так, никакой пользы не получили ни Иблис, ни фараон, ни его народ, ни многобожники, ни последователи других религий, которые были убеждены в правдивости посланников и подтверждали это тайно и открыто, но вместе с тем говорили: «Он не явля­ется лжецом, однако мы не последуем за ним и не уверуем в в него!»

Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне ра­мок религии?

Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, сле­дует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающее­ся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб)[358], неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неве­рие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления вы­сокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лице­мерия (нифак).

 

Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме невежества и объявления ложью?

Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внеш­не, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о кото­рых Аллах Всевышний сказал:

«... те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем напра­вили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают [359]...»

Прощающий, 70.

«...и отстраняйся от невежественных!»

Преграды, 199.

«(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши зна­мения, и будут они удержаны [360], а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"»

Муравьи, 83-84

Аллах Всевышний также сказал:

«Но объявили они ложью то, чего не объемлют (своим) зна­нием и толкование чего пока ещё не пришло к ним.»

Йунус, 39

Указанием на это могут служить и другие аяты.

 

Вопрос 155. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме непризнания?

 

Ответ. В данном случае речь идёт о сокрытии истины и внеш­нем неповиновении ей тех, кто признаёт её внутренне. Приме­ром подобного неверия может служить неверие фараона и его народа в Мусу и неверие иудеев в Мухаммада, (с.г.с.). О неверии фараона и его народа Аллах Всевышний сказал так:

«И отвергли они их [361] в силу своей несправедливости и кичли­вости...»

Муравьи, 14

Что же касается иудеев, то о них Всевышний сказал:

«….когда пришло к ним то, о чём они знали [362], они не уверова­ли в это.»

Корова, 89

Аллах Всевышний также сказал:

«....однако, поистине, (некоторые) из них скрывают истину, (хотя) и знают (её)».

Корова, 146

 

Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?

 

Ответ. В данном случае речь идёт о неподчинении истине, сочетающемся с внутренним признанием её, примером чего мо­жет служить неверие Иблиса и о чём Аллах Всевышний сказал

так:

«И вот Мы сказали ангелам: "Склонитесь до земли пред Ада­мом", - и все склонились, кроме Иблиса, отказавшегося, возгор­дившегося и ставшего неверным.».

Корова, 34

Иблис не мог не признать сам факт веления Аллаха склонить­ся до земли перед Адамом, как не мог отрицать и того, что по­лучил такое веление, но тем не менее он стал возражать против этого веления и порочить мудрость и справедливость Того, кто его отдал, сказав, как поведал нам Аллах Всевышний, следующее:

«Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?!».

Ночное путешествие, 61

Аллах Всевышний поведал также, что он сказал:

«Не стану я кланяться до земли человеку, которого создал Ты из сухой звонкой глины, из грязи, которой была придана форма!»

Аль-Хиджр, 33.

И Аллах всевышний поведал, что Иблис сказал:

«Я лучше его (, ведь) меня Ты создал из огня, а его Ты создал из глины.»

Преграды, 12

 

Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, вы­ражающееся в форме лицемерия?

Ответ. В данном случае речь идёт об отсутствии убеждён­ности сердца и его бездействии, сочетающихся с внешним выра­жением повиновения, что делается напоказ людям. Таким было неверие Ибн Салюля[363] и его приспешников, о которых Аллах Всевышний сказал так:

«Среди людей есть такие, которые утверждают: "Мы уверо­вали в Аллаха и в Последний День", - но они не веруют. (Тщатся) они обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая (об этом). В сердцах их - бо­лезнь, а Аллах усугубил болезнь их! (Уготовано) им мучительное наказание за то, что они лгали. А когда им говорят: "Не тво­рите нечестия на земле!", - они отвечают: "Мы совершаем толь­ко благое". Однако они-то и распространяют нечестие, сами (о том) не ведая. А если им говорят: "Уверуйте, как уверова­ли (другие) люди", - они отвечают: "Разве уверуем мы, как уве­ровали глупцы?" На самом же деле они сами - глупцы, однако они (этого) не знают. Встречая тех, кто уверовал, они гово­рят: "Мы уверовали", - а когда остаются наедине со своими шайтанами [364], то говорят: "Поистине, мы - с вами, мы ведь толь­ко насмехаемся." Аллах (тоже) посмеётся над ними, продлив им (жизнь) в их беззаконии, и будут они блуждать в растерянно­сти. Они - те, кто променял путь истинный на заблуждение, но торговля их не принесла прибыли и не относятся они к чис­лу идущих правильным путём. Они подобны тому, кто разжёг огонь, а когда (огонь этот) осветил всё окружавшее его, Аллах унёс их свет, оставив их во мраке (ничего) не видящими. Глу­хие, немые, слепые, они не вернутся [365]. Или подобны (они оказавшимся под) дождём (, падающим) с небес (и несущим) с собой мрак, громы и молнии: они затыкают уши пальцами, (защищаясь от раскатов) грома и опасаясь смерти(, но) Аллах окружает неверных со всех сторон. Молния почти лишает их зрения. Когда она освещает для них (путь), они, идут (при её свете), когда же их окутывает мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, лишил бы их слуха и зрения: поистине, Аллах всё может!»

Корова, 8-20

 

Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляю­щееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?

 

Ответ, Проявлением подобного неверия является всякое прегрешение, которое именуется неверием в Коране и сун­не, хотя совершающий его и продолжает именоваться веру­ющим. В пример можно привести слова пророка, (с.г.с.), ко­торый сказал:

«He становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы».

Аль-Бухари, Муслим

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поношение мусульманина (свидетельствует о) нечестии, а сражение с ним -(о) неверии».

Аль-Бухари, Муслим

Таким образом, посланник Аллаха, (с.г.с.), назвал сражение мусульман друг с другом неверием, а тех, кто занимается этим, — неверными.

Кроме того, Аллах Всевышний сказал:

«А если две группы верующих станут сражаться (между собой), примирите их. Если же одна из них чинит по отношению к другой произвол, то сражайтесь с той (из них), что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха [366]. А когда она вернётся, примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных! Верующие - не кто иные как братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Алла­ха, чтобы вас помиловали».

Комнаты, 9-10.

Таким образом, Аллах Всевышний подтверждает, что они обладают верой и являются братьями по вере, ни в коей мере не отрицая этого.

А в аяте о воздаянии равным (кысас) Аллах Всевышний говорит:

«Что же касается того, кому будет прощено его братом (по вере), то (простивший должен) следовать одобряемому (шариатом [367], а виновному необходимо) выплатить должное как полагается [368]».

Корова, 178

Итак, и здесь Аллах Всевышний подтверждает принадлеж­ность убийцы к братству в исламе, не отрицая этого.

Кроме того, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«В то время, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он верующим не является, и в то время, когда вор совершает кражу, он верующим не является, и в то время, когда человек пьёт вино, он верующим не является, а после (совершения по­добного следует) принести покаяние».

Аль-Бухари, Муслим.

 

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), также сказал:

«...и убийца, когда убивает, верующим не является».

Аль-Бухари, Муслим.

В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, также сказал:

«...и когда грабитель силой отнимает что-нибудь на глазах у людей, он верующим не является».

Аль-Бухари, Муслим.

Всё вышеупомянутое указывает на то, что пророк, (с.г.с.), не считал, что прелюбодей, вор, пьющий вино и убийца полнос­тью утрачивают веру при условии исповедания ими единобожия. А если бы он захотел сказать нечто подобное, то не стал бы со­общать о том, что тот умерший, который не отступится от при­несённого им свидетельства единобожия до самой смерти, вой­дёт в рай, даже если он и совершал вышеупомянутые грехи, ведь в рай войдут только верующие. Таким образом, говоря об этом, пророк, (с.г.с.), только хотел указать на уменьшение веры тако­го человека и её несовершенство. Если же говорить о неверии, то раб Аллаха впадает в него в том случае, когда совершает вы­шеупомянутые грехи, считая, что ему дозволено делать это, по­скольку это означает, что он считает неправильными те места Корана и сунны, где указывается на запретность подобных ве­щей. Становится он неверным и в том случае, если только счита­ет это дозволенным, даже и не совершая ничего подобного, а Аллах Всевышний знает об этом лучше.

 

Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действи­ях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебре­жения к Корану, поношение посланника, насмешки над ре­лигией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?

 

Ответ. Знай, что четыре вышеупомянутых и подобные им действия являются проявлением неверия, находящего своё вы­ражение в делах лишь в том смысле, что совершаются они с по­мощью различных частей тела, и это могут видеть люди. Одна­ко совершение их может иметь место только в том случае, когда полностью прекращается совершение дел сердца, имеющих от­ношение к намерениям, искренности, любви и повиновению. Таким образом, несмотря на то, что внешне все эти действия яв­ляются проявлениями неверия, находящего выражение в делах, они обязательно связаны с неверием, имеющим отношение к убеждениям, и могут совершаться либо отклонившимся от пути истинного лицемером, либо упорствующим ослушником. И толь­ко это во время совершения похода на Табук заставило лицеме­ров делать то, о чём в Коране сказано так:

«....они произносили слова (свидетельствующие об их) неве­рии, и впали в неверие, приняв ислам, и задумали (совершить) то, что им не удалось. [369]»

Покаяние, 74

И в Коране о них сообщается также следующее:

«Если же ты спросишь их, они, конечно же, скажут: "Мы толь­ко забавлялись и играли." Скажи: "Не над Аллахом ли, Его аятами и Его посланником вы насмехались?" Не оправдывайтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали [370]....».

Покаяние, 65-66

Кроме того, мы не определяли малое неверие исключительно как неверие, находящее своё выражение в делах, но говорили, что оно является таковым, если не имеет отношения к убеждени­ям и не противоречит ни словам, ни делам сердца.

 

Вопрос 160. На сколько частей подразделяются такие вещи как несправедливость (зульм) [371], нечестие (фусук) [372] и лицемерие (нифак)?

Ответ. Каждая из этих вещей подразделяется на две части: большую, которой является неверие, и малую, чем является всё то, что меньше неверия.

 

Вопрос 161. Что может служить примером большой и ма­лой несправедливости?

 

Ответ. Примером большой несправедливости является то, о чём упоминает Аллах Всевышний, который сказал:

«И не взывай помимо Аллаха к тому, что не принесёт тебе ни пользы, ни вреда, а если ты будешь делать (это), то, поистине, (станешь одним) из несправедливых.»

Йунус, 106

«.... поистине, многобожие - великая несправедливость!»

Лукман, 13

«Поистине, Аллах сделает рай запретным для того, кто наря­ду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него станет ад и не будет несправедливым помощников!»

Трапеза,, 72

Что же касается несправедливости, которая меньше этого, то примером её может служить то, о чём упоминает в суре "Развод" Аллах Всевышний, который сказал:

«... и бойтесь Аллаха, Господа вашего. Не выгоняйте их из их [373] домов и пусть сами они не уходят, если только не станут совершать чего-нибудь явно непристойного [374]. Таковы установ­ления Аллаха, а кто нарушит установления Аллаха, тот сам себя обидит.»

Развод, 1,

Аллах Всевышний также сказал:

«….и не удерживайте их [375] (, стараясь нанести им) вред и (тем самым) нарушая (установления Аллаха), а кто сделает это, сам себя обидит.»

Корова, 231.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...