Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Афанаил. Посмотрил, Пострелил, Воротил. Рагуил. Разоил. Сахаил. Селафиил. Тараил. Угасиил. ( защищает: храм (дом) от нечистой силы и порчи;




АФАНАИЛ

= Ангел Афанаил: Волог. г., Срезн. 03, 148.

( 1 упоминание.

( Защищает: людей от начальства.

( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.

ПОСМОТРИЛ, ПОСТРЕЛИЛ, ВОРОТИЛ

= Три браты, три ангели: брат Посмотри(л), (его брат Пострелил), его брат Вороти(л) [фрагменты в скобках реконструированы в испорченной рукописи издателями на основании дальнейшего текста]: Сибирь, Тур., 28.

( 1 упоминание.

(( " Редкостные и уж никак не канонические имена ангелов-хранителей указывают на незаурядное филологическое чутье и изобретательность автора, превратившего русские глаголы в третьем лице единственного числа прошедшего времени в имена небесных сил. Остается лишь гадать, был ли он начитанным книжником, знавшим, что окончание -ил (-эль) в древнееврейских именах означает Бог, либо просто руководствовался формой традиционных ангельских имен. Первое отнюдь не исключено: истолкование значений и ангельских имен, и других, включающих частицу -ил, довольно часто встречается в древнерусских словарях-азбуковниках, начиная с XIII в. Сакральному значению частицы -ил посвящен даже популярный апокрифический сюжет о борьбе Бога и дьявола, когда побежденный гордец Сатанаил был наказан в числе прочего и усечением имени, а победитель Миха за помощь Всевышнему стал архангелом Михаилом. Сюжет проник и в русский фольклор: как сказку, слышанную в детстве, вспоминает его в начале своих мемуаров великий певец Федор Шаляпин" (Турилов, Чернецов 1994, 28).

( Защищают: людей от врагов, чародеев, порчи.

( Сидят на святом золотом дереве на святом море Акияне®. Посмотрил показывает супостата, Пострелил стреляет " спорщика, и супротивника, и чародейщыка", Воротил отвращает от субъекта " всю силу неприятную".

РАГУИЛ

= Ангел Рагуил: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148.

( 1 упоминание.

( Защищает: людей от начальства.

( Этот ангел, не значащийся в месяцесловах греческой и русской Православной церкви, упомянут под 1 сентября в абиссинском календаре, составленном Иовом Людольфом, писателем эфиопской истории, на основании абиссинского стишного синаксаря, созданного не ранее XV в. (Historia Aethiopica Iobi Ludolphi. - V. II. - 1691. - Р. 389; см.: Сергий 1901, т. 1, 682, 393-394).

РАЗОИЛ

= Ангел Разоил: б. м., Забыл., 356.

( 1 упоминание.

( Вероятно, вариант имени Рагуил®.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.

САХАИЛ

= Сахаил: б. м., Забыл., 357.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Имя ангела Сахаила упомянуто в древнем списке апокрифических книг как входящее в текст " лживых молитв" от трясавицы (см.: Громыко 1975, 94). Ср. также св. Сихаила®, который вполне может оказаться его вариантом.

( Ср. ангела Сасахваила в белорусском заговоре (Роман., 8).

СЕЛАФИИЛ

= Ангел Селафиил: Яросл. г., Балов, 425-426.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.

ТАРАИЛ

= Ангел Тараил: Волог. г., Срезн. 03, 148.

( 1 упоминание.

( Защищает: людей от начальства.

( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.

УГАСИИЛ

= Ангел Угасиил: б. м., Забыл., 322.

( 1 упоминание.

( Защищает: храм (дом) от нечистой силы и порчи;

( Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Имяотвергается церковной традицией.

АПОСТОЛЫ

ПОМОЩНИКИ

МАТФЕЙ

= Св. Матфей (евангелист): Арх. г.. Ефим. 2, 183.

( 1 упоминание.

( Помогает: в охоте на птиц.

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ПЕТР И ПАВЕЛ

= Петр и Павел (обычно упоминаются вместе): Арх. г., Ефим. 2, 146, 156; Волог. г., Иванов, 134; Вин. 1, 63; Влад. г., Майк., 451; Вятск. г., Осокин, 4; Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 494; Сибирь, Гром., 100; б. м., Афан. 2, 408; Вин. 1, 22-26; Забыл., 331, 357; дело ХVII в., Майк., 484; первоверховные апостолы: Забайк. о., Майк., 469; б. м., Демич, 30; верховные апостолы: Арх. г., Ефим. 2, 166-168, 222; ркп. Х VIII в. из Воронежа, Майк., 566-567; Ворон. г., Селиванов, 91, 99; б. м., Щапов, 62; святые верховные апостолы: Волог. г., Иванов, 135; грозные воеводы небесных сил и первоверховные апостолы: Волог. г., Шерем., 51-53; святые апостолы: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Срезн. 03, 151; Шуст., 128; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; апостолы: Костр. г., Вин. 2, 10-11; Яросл. г., Балов, 427; небесные заступники: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святые государь Петр и Павел, верховный апостол (1 персонаж): б. м., Зенб., 4. Вариантов имен не зафиксировано.

( 35 упоминаний.

( Помогают: улучшить улов рыбы (мотив золотых ключей); победить в кулачном бою.

Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .; людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства(мотивы мертвых тел и ключей); от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий (две последних функции преобладают; вновь мотив ключей).

Исцеляют: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи ; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ; лошадей от потницы.

( Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая (" царствия небесного" ), что отразилось и в заговорных текстах.

( Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня. Целительные их функции во многом, видимо, обусловлены парностью, сближающей их, как и пары Макарий-Антоний или Антипий-Иоанн Богослов, с персонажами древних близнечных культов (см., напр.: Топоров 1987б). Кстати, пары эти могут легко замещать друг друга в аналогичных текстах: ср. заговоры от зубной боли, опубликованные Майковым (Майк., 451-452).

( Ср. также в сербском заговоре от смерти младенца: " св. Петар и Павал, апостоли Христови, держите ключе. Z. небесъ... " (Kova(evi( 1878, 283).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...