Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Павел. Андрей первозванный. Кузьма, михайла, Исиман. Филипп. Праотцы и патриархи. Помощники и защитники (целители). Иаков патриарх




МАРК

= Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о. ), Майк., 501; Марк: Арх. о., Песк., 22; Марко: Костр. г., Песк.. 25.

( 4 упоминания.

( Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

Исцеляет: людей от всех болезней.

( Мотив отстреливания из луков.

ИУДА

= Иуда: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8.

( 4 упоминания.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки.

( Выступает в обычной функции " мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: " удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус.

( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике " Демонизированные персонажи ".

( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине (" як по осиц± Юда в±шався... ": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177).

ПАВЕЛ

= Апостол Павел, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел®).

( 5 упоминаний.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

= Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.

( 1 упоминание.

( Защищает: скот от всех несчастий.

( Небесный покровитель России. Память его 30 ноября.

КУЗЬМА, МИХАЙЛА, ИСИМАН

= Ляжить три листа, у тых листах трех апостылы(: у первым листу святога Кузьм±, у другом лист± святога Михайли, у третьим лист± святога Исимана: Смол. г., Добр., 170-171.

( 1 упоминание.

( Исиман исцеляет: людей от лихорадки.

( Имя Исиман неизвестно месяцесловам.

ФИЛИПП

= Филипп, святитель (апостол) Христов: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.

( 1 упоминание.

( Защищает: скот от всех несчастий.

( Память св. апостола Филиппа 11 окт. и 14 нояб.

ПРАОТЦЫ И ПАТРИАРХИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ИАКОВ ПАТРИАРХ

= Св. Иаков: Перм. г., Майк., 552; Яков (св. ): Арх. г., Забыл., 366; Орл. г., Попов, 246; праотец Яков: Арх. г., Ефим. 2, 155.

( 4 упоминания.

( Помогает: испортить чужое охотничье ружье.

Защищает: людей от начальства.

Исцеляет: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран (мотив копий).

( Святый Яковзатыкает, замыкает копьями раны.

( Судя по контексту (иногда упоминается вместе с Авраамом® и Исааком®), имеется в виду ветхозаветный патриарх, родоначальник израильского народа (см.: Солярский 1881, т. 2, 128-131). Но праздновалось еще несколько Иаковов (13 янв., 9 авг., 9 и 23 окт., 26 и 27 нояб. ), в том числе апостол Иаков.

( О молитвах в путь и на суд идущим с упоминанием Иакова см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 80.

( Ср. " св. Яков ис сыном сы Саком" в белорусском заговоре (Роман., 18).

АВРААМ ПАТРИАРХ (СВ. )

= Св. Авраам: Арх. г., Ефим. 2, 201; св. отец праведный Абрам: Ворон. г., Майк., 519: б. м., Рыбн., 257-258 (ср. Авраамей св. ®).

( 3 упоминания.

( Помогает: улучшить урожай целебных трав (пашет поле для трав).

Исцеляет: людей от зубной боли (функция преобладает, часто - мотив диалога с мертвецом).

( Ветхозаветный патриарх: дважды упомянут вместе с Исааком, однажды - с Яковом. Конечно, возможны контаминации представлений: только Российской православной церковью канонизировано 9 Авраамиев, в т. ч. широко известный преп. Авраамий Смоленский ( во второй половине XII в., память 21 авг. ). Но учтем, что формы Авраам, Авраамий и Аврамий в церковном употреблении строго дифференцированы, библейскому патриарху может принадлежать только первая (см.: Успенский 1969, 215). Авраамий праздновался 14 февр., 23 марта; Аврамий - 4 февр., 1 апреля и др.

( Ср. в украинских заговорах: св. Аврам и его сын Самсон - от 77 трясавиц (Еф., 10), св. Аврам и его сын Осакий - от 70 " змиивныx дочок", Авраамий и его сын Исаакий - от 77 пропасныць, Авраамий и его сын Михайла - от 77 лихорадок (Иванов 1885, 740); " св. Оврам на се зилля орав", из молний росу собирал, скотине молоко прибавлял (Милор., 40; аналогичный текст: Драг., 24). В белорусских заговорах от лихорадки встречаются св. Аврамий и св. Сак(ий): Роман., 100.

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

АДАМ

= Адам: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Майк., 553-555; Арх. о., Адоньева, 86; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 235-237; Вятск. г., Майк., 503-504; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 47; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 429-430; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 486, 498, 499, 507; Олон. г., Майк., 429-430; Симб. г., Майк., 552; Яросл. г., Балов, 428; отец Адам: Арх. о., Ив., 21; Песк., 79; человек Адамий: Олон. г., Мансикка, 211; Адамова голова: Арх. о., Ив., 21; Песк., 78. Имя Адам может также присваиваться домовому (см.: Адамий®).

( 26 упоминаний, из них 6 вместе с Евой®.

( Защищает(ют): людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от огнестрельного оружия.

Исцеляет(ют): людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от кровотечения из ран (мотив всадника); людей от пьянства; людей от зубной боли (мотив его мертвого тела); людей от ураза (ушиб, рана; мотив мертвой головы).

( Част мотив беседы с его мертвым телом (в целительных функциях, преимущественно при лечении зубов); мотив его мертвой головы на Сиянской® или Алянской®горе (смешение с Голгофой, под которой, по христианским представлениям, находится череп Адама). В заговоре от крови едет в чистом поле на коне, " везе вострую саблю, секе он мертвое тело": МГУ-59, ФЭ-03: 3633. Адам и Ева упоминаются как начало всего (" с Адама земленнои начал, со Еввы семена земленные": Срезн. 13, 486; " отныне и до веки от отца Адама, от матери его": Ив., 21), своего рода мировые координаты (" Начинаютс# сиї словеса ^ самог Icсa Хса и ^ нбсны# силы ^ востоку и до запада, ^ лhта и до сhвера, ^ Адама и ко Евве": Срезн. 13, 507), как первые умершие (" Адам умер, Ева умерла, всю болезнь унесла" ). Упоминается " цвет и трава Адамов крест": Майк., 553-555; др. названия ее - Адамова голова, мандрагора, ею рыболовы и охотники окуривали в чистый четверг свои сети, силки и ружья; см.: Афанасьев 1868, т. 2, 411; Чулков 1786, 3.

( Ср. в украинских заговорах название месяца на небе Адам, Адавьевич (Ефименко 1874 = Еф., № 17, 6; № 10, 4), см. также: Чубинский 1872, 126 (Чубинський 1995, 130), а также обращение к св. Адаму (Чубинський 1995, 131); возможно, в связи с известным поверьем, что пятна на нем - это сын Адама Каин, поднявший на вилы своего брата Авеля (см. Каин и Авель®).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...