Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данила(-о) муж. Анастасия девица. Марья и маремьяна сестры. Марья и Мария. Рюха-баба. Аксиньи три жены. Аникан Мужик. Анны-панны




ДАНИЛА(-О) МУЖ

= Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604.

( 3 упоминания.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( Мотив всадника, останавливающего кровь.

АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА

= Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд®.

( 2 упоминания.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.

МАЙ

= Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф®.

( 2 упоминания.

( Исцеляют: людей от чирья.

( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая ).

МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ

= Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29.

( 2 упоминания.

( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария®; Марья, Дарья, Соломида®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.

( Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов.

МАРЬЯ И МАРИЯ

= Марьяи Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья-Мария: Арх. о., Ив., 28.

( 2 упоминания.

( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.

( Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов.

( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии.

РЮХА-БАБА

= Рюха-баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660.

( 2 упоминания.

( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123).

( Исцеляет: людей от ожога.

( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит.

АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ

= Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513.

( 1 упоминание.

( Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.

( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).

АНИКАН МУЖИК

= Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481.

( 1 упоминание.

( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран;

( Едет (вероятно, на коне) и говорит: " Как слюна моя не канет, так руд( < кровь - А. Ю. > у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану.

( Ср. Анику-воина.

( Ср. " чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359).

АННЫ-ПАННЫ

= Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от порчи.

( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; " маладых малайцо( женють, а дявиц замуж атдають".

( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).

АНТИПА МЕСЯЦ

= Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73.

( 1 упоминание.

( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( Мотив отсутствия зубной боли.

АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА

= Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73.

( 1 упоминание.

( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( " Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят... "

АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС

= Афис-Кафис, Исус-Христос: Арх. о., Адоньева, 109.

( 1 упоминание.

( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники ). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте (" Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <... > костяную болесть зубов" ), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма-Демьян®.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ

= Дионисий нароль (король? ): б. м., Забыл., 357.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет.

ДОДОН БАТЮШКА

= Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66.

( 1 упоминание.

( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская.

( Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха.

( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца " в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего".

( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж " Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.

ЕРОФЕЙ, ДОРОФЕЙ, ОНДРЕЙ ТРИ БРАТА ПИРАТОРЫ

= Три брата пираторы (так! ) Ерофей, Дорофей, Ондрей: Арх. о., Аст., 50.

( 1 упоминание.

( Напрашивающееся " императоры" совершенно неуместно.

( Исцеляют: скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги).

( Ср. трех братьев в украинском тексте: Дыныс, Борыс, Лывко (Черепан., 81). Триада вообще - один из основных принципов организации " оборонительных" клише в индоевропейской заговорной традиции; см.: Раденкови( 1982, 16.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...