Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ефет, Сафет, Еракий мертвецы прадеды




ЕФЕТ, САФЕТ, ЕРАКИЙ МЕРТВЕЦЫ ПРАДЕДЫ

= Мертвецы прадеды Ефет, Сафет, Еракий: Волог. г., Зелен., 232.

( 1 упоминание.

( Исцеляют: людей от зубной боли.

( Имя Ефет и титул прадеды позволяет сопоставить троицу с сыновьями ветхозаветного праотца Ноя Симом, Хамом и Иафетом; ср. также греч. бога Гефеста, в древнерусской передаче - Ефестъ.

ЖУБРИЛО МУЖ

= Бел муж Жубрило: Арх. г., Ефим. 2, 185.

( 1 упоминание.

( Имена на - ило осознаются как отглагольные образования уже в XV в., до того же характеризовались уменьшительным значением (см.: Сузанович 1976, 75). По Далю (1989, т. 1, 546), жуборить, жубрить - 'есть с трудом на одни зубы; жевать мешкотно, кое-как' (влад., влгд., прм. ) // Олон. 'шамкать, говорить вяло, невнятно, либо тихо, вполголоса'. Отглагольное существительное от последнего жубря. Если же предположить, что -б- является результатом переосмысления или описки, то ср. также журила - 'брюзга, ворчея, клопотун', а также 'гулящая женщина или девка' (Даль 1989, т. 1, 548). Ср. также теоним Ярила. Можно предположить, что перед нами своего рода субститут-заменитель исходного мифологического теонима в результате табуирования или просто гонений на язычество.

( Помогает: в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (загоняет горностаев в ловушки).

( Мотив белого человека на белом коне (его бьют серебряным прутом, полученным от Богородицы).

ЗАХАР МАГДАЛИНЫВИЧ, ЖЕНА ДАРЬЯ, СЫН НИКИТА

= Жи( бы( Захар Магдалинывич, жана Дарья, а сын Никита: Смол. г., Добр., 214.

( 1 упоминание.

( Помогают: от притки (сглаз).

ЗВЕРИОНА И ВИОНА МАТУШКИ

= Матушки Звериона и Виона: Рязан. о., Череп., 81. Ср. Соломония бабушка®.

( 1 упоминание.

( Защитницы.

ИВАН МАРИИН СЫН

= Иван (Мариин сын): ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 493, 507.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Мотив отстреливания болезней.

ИВАН МЕРТВЕЦ

= Иван мертвец: Арх. г., Ефим. 2, 201-202.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( Лежит в гробнице вЛазаревой церкви, ведет диалог с мертвым Лазарем®; ср. Макария®.

ИЛЬЯ МУРОВЕЦ

= Илья Муровец: Амур, Азад., 08.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от болезней, в том числе усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).

( Известный былинный богатырь. Впрочем, существовал и святой Илия Муромский (память 19 декабря), нетленные мощи которого хранились в Киеве. Но никакой подтвержденной связи между ним и эпическим образом не обнаружено (об этом см., напр.: Пыпин 1891, т. 1, 303).

КАЕР И ЛАЕР

= Два брата Кaеp и Лаер: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6652. Ср. Каин и Авель®.

( 1 упоминание.

( Завершают осуществившийся в результате ряда фонетических искажений и последующих переосмыслений " переход" библейских персонажей Каина и Авеля® в разряд фольклорных.

( Исцеляют: людей от кровотечения из ран.

( На сером горючем камне " ножами резались, углами кололись", но крови никто не видел.

МАРЕМЬЯНА ДЕВИЦА

= Прекрасна девица Маремьяна: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8056-8057.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Сидит в чистом поле в топящейся медной печке.

МАРИНА

= Марина на сивой кобыле: Орл. г., Попов, 248.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( " Кобыла устала и кровь у раба Божьяго (имя) стала" (ср. Аникан®, Данила®).

МАРИНА И МАНДАЛИНА БАБУШКА

= Бабушка Марина и Мандалина: Арх. о., Смирн., 49 (ср. Соломония бабушка®).

( 1 упоминание.

( Фольклорная трансформация имени Марии Магдалины.

( Исцеляет: младенцев от бессонницы.

( Мыла и " щелучила" истинного Христа.

МАРИЯ, ЕЕ СЫН ИВАН

= Мария, ее сын Иван: Олон. г., Срезн. 13, 507.

( 1 упоминание.

( Исцеляют: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.

( Иван колет и отстреливает порчу.

МАРЬИ ДВЕ СЕСТРЫ, ТРЕТИЙ БРАТ МИКИФЫР

= Две сястры Марьи, третий брат МикЕфыр: Смол. г., Добр., 193.

( 1 упоминание.

( Исцеляют: от грыжи.

( " А у брата Микифыра конь кар. Грызь пиристань... " - мотив, скорее свойственный заговорам от крови.

МАРЬЯ, ДАРЬЯ, СОЛОМИДА СЕСТРЫ

= Три сестры - Марья, Дарья, третья Соломида: Арх. о., Ив., 28.

( 1 упоминание.

( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья-Мария®; Мария да Маремьяна®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.

( Исцеляют: людей (младенцев) от сглаза, переполоха, нечистых духов.

СИМЕОН И ГЕРАСИМ

Симеон и Герасим: Арх. г., Майк., 502.

( 1 упоминание.

( Как и в случае четырех братьев (Сидор, Симон, Онисим, Осип®), в их именах встречаем аллитерацию на " сим ", что заставляет задуматься, не скрывается ли здесь анаграмма или не зашифровано ли имя языческого персонажа-целителя. В частности, заметим, что имя Ярила, записанное " тарабарской грамотой", выглядело бы Ямиса, а прочтенное наоборот - Асима, что, быть может, проливает некоторый свет на происхождение указанной выше аллитерации. Ср. также Жубрило®.

( Исцеляют: людей от всех болезней.

( Два сына Георгия Храброго, всадника на белом коне, отстреливающие болезни. Вообще мужские монофункциональные персонажи-одиночки или парные, не являющиеся святыми или царями, встречаются обычно в универсальном сюжете о всаднике (часто на белом или сером коне, в белой одежде и т. п. ) останавливающем кровь, отгоняющем (отстреливающем) болезни или загоняющем зверей в ловушки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...