Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Способности. 7. Особенности темперамента. 8. Эмоциональное проявление. 9. Волевые качества. 10. Отношение к классному коллективу и учителям




6. Способности

Уровень развития общих умственных способностей.

Наличие специальных способностей, степень их выраженности.

7. Особенности темперамента

Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.

8. Эмоциональное проявление

Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д. ). Степень агрессивности (депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность, раздражительность) и др.

9. Волевые качества

Целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.

10. Отношение к классному коллективу и учителям

Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класса к ребенку, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса?

Отношение к учащимся противоположного пола. Какие общественные поручения выполняет? Наличие (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявления товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка и т. д. ).

11. Уровень притязаний и самооценка

Стремление занять то или иное место в классном коллективе, достичь определенной цели в учебе, в жизни вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, поступках, своих личных качествах, внешнем виде и т. д. (завышенная, заниженная, адекватная).

12. Морально-этические качества

Честность, справедливость, чуткость, заботливость, склонность к предательству, лицемерию, нарушению правовых норм. Тактичность в отношениях с учащимися, учителями, родственниками, взрослыми людьми. Надежность в дружбе. Способность защитить близкого или попавшего в сложную ситуацию человека, животных и др.

Заключение

Делается вывод о том, какие качества личности, черты характера являются доминирующими, влияющими на учебную и личную жизнь учащегося; какие особенности в поведении, учебной деятельности, отношении с другими людьми необходимо изменять; какое педагогическое влияние целесообразно применять.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося должна строиться по стандартной схеме; легко «читаться», то есть быть понятной педагогам и педагогам-психологам, не знакомым с учащимся; процедура составления характеристики должна быть не трудоемкой. Для составления психолого-педагогической характеристики учащегося Д. Р. Кадырбаева и И. Л. Энгельс предлагают использовать«Психолого-педагогическую карту учащегося», выступающую как экспресс-методику, имеющую высокую информативность показателей, четкость структуры, облегчающую оценку индивидуально-психологических особенностей учащегося [14]. «Психолого-педагогическая карта учащегося» рассчитана для заполнения на каждого учащегося трижды в течение его школьной жизни – в конце IV, IX и ХI классов. IV класс – обобщение сведений об учащемся, накопленных за период начальной школы и необходимых педагогам средней школы, еще не знакомым с этим учащимся. IX класс – профессиональное самоопределение, выбор среднего специального или профессионально-технического образования. XI класс – профессиональное самоопределение, подготовка к поступлению в вуз. Заполнение карты позволяет выделить первоочередные задачи воспитания и обучения учащегося в эти критические периоды, индивидуализировать обучение, помочь новому педагогу в работе с классом.

В карте используется метод экспертных оценок, выраженных в графической форме (в качестве эксперта выступает педагогпсихо лог, классный руководитель). Индивидуально-психологич еские особенности представлены в виде шкал, на полюсах которых расположены максимальная и минимальная степени выраженности этих особенностей. Например: «много читает – читает мало»; «открытый – скрытный». Шкалы сгруппированы в шесть блоков, фиксирующих основные психологические показатели, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...