Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

43.Ознакомление дошкольников со словом.




43. Ознакомление дошкольников со словом.

При формировании представлений о слове можно выделить 2. момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как 1-ой смысловой единицы. С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению. В старшей и подгот. группах проводиться специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения его из потока речи, используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их качества. С понятием «слово» можно знакомить детей средствами литературы при помощи тех произведений, в которых слову надлежит большая роль (напр. бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит»). С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Представления о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова. Т. о. воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слова», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи и в предложениях.

44. Ознакомление с предложением

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей? » И т. д.

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

• придумывание предложений с заданным словом;

• придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

• составление предложения по двум картинкам;

• придумывание названия к картине;

• придумывание «веселого» предложения;

• сочинение короткой сказки о хитрой лисе;

•  составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

45. Ознакомление со словесным составом предложений

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, составлять предложения из разного числа слов.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения. Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 – 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Далее дети учатся составлять и анализировать пред­ложения из разного количества слов, называть слова после­довательно и вразбивку, соотносить со схемой, используя при этом знакомые сказки, пред­метные и сюжетные картинки. Для этого используются:

• полоски, они обозначают слова;

• графическое изображение предложений (мелом на доске чертятся линии на каждое слово);

• словесная линейка;

• любой раздаточный материал;

• движения, шумовые игрушки;

• карандаши;

• счёт на пальцах.

Большое распространение получило моделирование сло­весного состава предложения в игре «Живые слова», раз­работанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...