Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

46. Ознакомление со слоговым строением слова




46. Ознакомление со слоговым строением слова

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

В методике обучения грамоте разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! »). Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом).

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов; подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), перестановка слогов в слове разнообразные игровые приемы.

 

47. Ознакомление со звуковым строением слова

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, порядке их следования, необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость, глухостьи многое другое.

Подводя детей к звуковому анализу слова как установлению последовательности звуков, воспитатель демонстрирует звуковую линейность слова на простых примерах – на звукоподражаниях ау, уа: «Какой первый звук в слове ау? Какой слышится за ним? Сопоставив слова, педагог поясняет, они состоят из одних и тех же двух звуков. А и. У, лишь порядок звуков разный. Можно дать и более сложные примеры (нос – сон и т. д., но звуковой анализ проводит воспитатель: «В слове нос первый звук Н, второй - О, третий – С. В слове сон звуки идут в обратном порядке. » Воспитатель демонстрирует растянутое произнесение слова. Для этого подбираются слова, звуки которых можно произносить протяжно (шалун, луна, шалаш, сахар и т. д. ) При растянутом, протяжном произнесении всех звуков хорошо выступает динамика слова, следование звуков одного за другим. Оно прослушивается лучше, чем при обычном произнесении. Такое произнесение становится средством выявления состава звуков и их последовательности.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т. п. ) Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание на его звучание. Детям даются задания определить место звука в слове, не до конца произнесённом воспитателем (до… м, но… с, сказать, какой первый звук в слове (осы, усы, эхо).

Эти упражнения дают детям первое представление о произносительном выделении звуков как средство звукового анализа, но они облегчают переход к настоящему звуковому анализу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...