Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная торговля: понятие, современное состояние. Формы и методы международной торговли.




В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции увеличился в 6 раз.

Этапы развития международной торговли:

1. Примерно 40 лет до начала Первой мировой войны – мировой экспорт вырос в 3 раза.

2. Период между Первой и Второй мировыми войнами – мировой экономический кризис 1929-1933 гг. – объемы мировой торговли практически не увеличились.

3. Период после Второй мировой войны – резкий рост международной торговли более чем в 18 раз.

«Золотой век» международной торговли – 1950-1970 гг. – среднегодовой рост составлял 7%. Динамика мирового экспорта – 1990-2000 гг. – среднегодовой показатель роста 6%, 2001 г. – спад на 4%, 2002 г. - рост на 4%, 2003 г. – рост на 16%, 2006 г. – рост на 8,5%, 2007 г. – рост на 6,0%, 2008 г. – рост на 15,4%, 2009 г. – падение на 12%, 2010 г. – рост на 4%, 2011 г. – рост на 7%, 2012 г. – рост на 3%.

Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров, а также сопутствующих им реэкспорта и реимпорта.

При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли.

Основные тенденции развития международной торговли:

- интеллектуализация;

- рост доли высокотехнологичной продукции;

- обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;

- расширение торговли патентами и лицензиями;

- снижение спроса на сырье и топливо;

- концентрация международной торговли в промышленно развитых странах;

- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.

Факторы ускоренного роста международного товарооборота:

- информационная революция;

- развитие транспорта и связи;

- рост оптимальных размеров предприятий;

- рост первоначальных объемов капиталовложений;

- вывоз капитала;

- развитие интеграционных процессов.

Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.

Это проявляется в следующем:

1. Производство товаров и услуг становится всеменее материало- и энергоемким.

2. Все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал.

3. Возникает международная специализация, основывающаяся на понятии «издержки производства».

Динамику международной торговли определяют две группы факторов.

Первая группа - факторы, влияющие на общее состояние экономики. К ним относятся:

1) НТР, обновление и расширение основного капитала, создание новых отраслей.

2) Рост экономической мощи ТНК.

3) Соревнование экономических систем.

Вторая группа - непосредственные причины роста мировой торговли. К ним относятся:

1) Расширение международной специализации и кооперирования приводит к отказу во внешнеторговой политике от мер импортного протекционизма и к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин.

2) Либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике сами стали фактором роста международного обмена.

3) Международная интеграция.

4) Выход на мировой рынок стран - бывших колоний в целях получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.

Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура – географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре. (см. табл. 1, 2, 3)

Таблица 1

Страновая структура международной торговли (2012 год)

 

Экспорт Импорт
место страна доля, % место страна доля, %
  Германия 9,1   США 13,2
  Китай 8,9   Германия 7,3
  США 8,0   Китай 6,9
  Япония 4,9   Япония 4,6
  Нидерланды 3,9   Франция 4,3
  Франция 3,8   Великобритания 3,8
  Италия 3,3   Нидерланды 3,5
  Бельгия 3,0   Италия 3,4
... ...
  Россия 2,9 16-17 Россия 1,8

 

Таблица 2

Страновая структура международной торговли (2013 год)

 

Экспорт Импорт
место страна доля, % место страна доля, %
  Китай 9,6   США 12,7
  Германия 9,0   Китай 7,9
  США 8,5   Германия 7,4
  Япония 4,6   Франция 4,4
  Нидерланды 4,0   Япония 4,4
  Франция 3,9   Великобритания 3,8
  Италия 3,2   Нидерланды 3,5
  Бельгия 3,0   Италия 3,3
... ...
  Россия 2,4   Россия 1,5

 

Таблица 3

Торговые связи

 

Период Запад – Запад* Запад - Юг Запад-Восток Юг - Юг Юг - Восток Восток- Восток
1990-2000 55,0% 27,4% 3,3% 7,3% 2,6% 4,4%
2000-2010 41,7% 25,7% 4,4% 24,5% 1,6% 2,1%

*«Запад» – промышленно развитые страны, «Юг» - развивающиеся страны, «Восток» - страны с переходной экономикой.

Основные тенденции в географической структуре международной торговли:

- сохранение высокой доли развитых стран - более ¾ - США, Германия, Япония и др.;

- концентрация международной торговли внутри группы развитых стран (55%);

- географическая диверсификация – расширения числа внешнеторговых партнеров;

- повышение доли развивающихся стран (в первую очередь НИС);

- снижение доли стран с переходной экономикой (за исключением стран центральной и восточной Европы – членов и кандидатов ЕС).

Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли:

1. Существенное увеличение удельного веса промышленной продукции, а в ее составе – продукции высоких технологий. Резкое расширение номенклатуры промышленных товаров. Концентрация ТНК в сферах сложной наукоемкой техники. Сокращение сроков обновления основного капитала.

2. Сокращение удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. Переход от ресурсоемкой к инновационной ресурсосберегающей модели экономического развития. Увеличилась степень переработки ресурсов. Развитие перерабатывающей промышленности в местах добычи ресурсов. Активизация разработки странами собственных ресурсов.

3. Сокращение удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего продовольствия.

4. Рост масштабов торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности. (Таблица 4)

 

Таблица 4.

Товарная структура международной торговли, %

 

Группа товаров          
  Промышленные товары 54,2 70,5 74,9 66,5 68,6
  Сырьевые товары 29,2 14,3 13,1 22,5 (18,2*) 18,6 (14,8*)
  Товары АПК (с/х) 15,4 12,2 9,0 8,5 9.6
  Прочее 1,2 3,0 3,0 2,5 3.2

*-энергетическое сырье

Для развитых стран характерно присутствие во всех товарных сегментах международной торговли. Они сохраняют за собой не только позиции крупнейших поставщиков промышленной продукции, но и крупнейших поставщиков сырья (Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия).

Для развивающихся стран характерен рост в экспорте удельного веса готовой продукции (особенно для НИСов) как трудоемкой, так и ресурсоемкой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...