Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные тенденции развития международного рынка труда. Международная миграция рабочей силы.




Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения.

Международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:

- переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

- работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

- профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

- нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;

- беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. По оценкам специалистов ООН, численность международных мигрантов достигла к 2010 году 214 миллионов человек, или 3,1% от численности населения мира. По сравнению с 1990 годом число международных мигрантов увеличилось на 58 миллионов (156 миллионов человек, или 2,9% населения мира). В 2000 году оно оценивалось в 179 миллионов человек, что также составляло 2,9% населения мира.

Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.

Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;

- различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

- несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

- состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:

- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

- развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса - падает;

- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

- растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

Классификация форм миграции рабочей силы представлена в таблице 5.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

- приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

- экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;

- иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

- омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

- иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

Таблица 5

Классификация форм миграции рабочей силы

 

Критерий формы
По направлениям из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны
между промышленно развитыми странами
между развивающимися странами
из промышленно развитых в развивающиеся страны
из развивающихся стран в бывшие социалистические страны
По территориальному охвату межконтинентальная
внутриконтинентальная
По времени безвозвратная
временная
сезонная
По степени законности маятниковая
легальная
нелегальная

 

- иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;

- иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке труда;

- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

- потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;

- теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;

- отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

- Возрастание масштабов миграции.

- К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.

- Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.

- Увеличение внутриконтинентальной миграции.

- Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).

- Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.

- Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.

- «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».

- Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.

- Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.

- Усиление роли ТНК в миграционных процессах.

Поскольку миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции, любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

В большинстве стран созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

Выделяют три направления иммиграционной политики.

ü Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

ü Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

ü Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

- специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Наиболее типичными являются следующие ограничительные инструменты иммиграционной политики:

- качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности;

- введение возрастного ценза для въезжающих;

- проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;

- ограничения политического характера;

- прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии;

- ограничение времени работы в стране;

- запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено;

- национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;

- система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).

Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

- жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

- лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;

- проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

- двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

- деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...