Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая тетрадь. Тема: «Содержание воспитания». ОДОБРЕНО. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Пермский музыкальный колледж»

Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине ОП. 01 «Педагогика»

Тема: «Содержание воспитания»

для специальности

53. 02. 01 Музыкальное образование (базовый уровень)

 

Составитель:

Минакова Е. В.,

 преподаватель

ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»

Выполнил:

студент 209 группы

_________________ (Ф. И. О. )

Пермь 2021

Рабочая тетрадь по теме «Содержание воспитания» разработана для работы на занятиях и самостоятельной работы в процессе изучения студентами учебной дисциплине ОП. 01 «Педагогика» по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальности 53. 02. 01 Музыкальное образование (базовый уровень).

 

 

ОДОБРЕНО

предметно-цикловой комиссией «Музыкальное образование» 

протокол № ___ от «04» февраля 2021 г.

 

 

председатель ПЦК ____________ / М. Ю. Кутилова/                                                                              

                                                                                                                    

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….
• Характеристика направлений воспитания………………….
• Умственное воспитание………………………………………… • Физическое воспитание…………………………………………. • Трудовое воспитание …………………………………………… • Нравственное воспитание…………………………………….....
• Патриотическое воспитание………………………………….....
• Эстетическое воспитание……………………………………….. • Семейное воспитание……………………………………………
Список литературы………………………………………………........

 

Введение

Тема: «Содержание воспитания»

Из всех наук, которые должен

знать человек, главнейшая есть наука

о том, как жить, делая как можно

меньше зла и как можно больше добра.

Л. Н. Толстой

Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

В настоящее время в отечественной педагогике есть несколько подходов к определению, описанию и структуризации содержания воспитания в учебно-воспитательных учреждениях. Во-первых, традиционный подход, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определялось целью воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности — и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. В 90-х гг. такой подход был подвергнут критике главным образом за функционализм и внеличностную направленность. Критики утверждают, что процесс воспитания, формирования целостной личности тем самым искусственно разбивался на части, направления, хотя можно возразить, что подобное деление есть уже в Афинах и что это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики. Однако главное, что вызывало отторжение такого подхода, — это его идейная коммунистическая направленность, государственно-политическая идеология, ориентация содержания и процесса воспитания на интересы государства, наряду с отсутствием направленности на формирование индивидуальности, установки на интересы, потребности, своеобразие личности.

Поэтому в 90-е гг. ученые предлагают содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности, — это второй подход (см. работы О. С. Газмана). Считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую, очевидно, можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Соответственно вся совокупность качеств, составляющих базовую культуру личности, определяет и содержание воспитания: интеллектуальная, трудовая, физическая, политическая и другая культура. Читатель без труда увидит здесь те направления воспитания, которые имеются в вышеназванном традиционном подходе. Разница, вероятно, в том, что содержание воспитания здесь описывается не как отчужденное от личности, несколько отвлеченно-нормативный набор качеств, а как свойства, состояния, качества реального человека. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в данной логике как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы, составляющие — знания, опыт, ценности, виды деятельности — являются содержанием и средствами воспитания. В таком описании содержания воспитания подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что подчеркивают сторонники концепции гуманистического воспитания.

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса — такой подход развивает Н. Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношениями личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Такой подход можно принять, только надо четко разделить ценности как часть психологической структуры личности в виде личностной системы взглядов, идей, отношений, с одной стороны, и ценности как общественные нормы, идеалы, правила, которые принимаются и усваиваются человеком и в зависимости от которых люди различаются по своей направленности, установкам. Трудность состоит в том, что любой набор ценностей как предмет содержания воспитания, кем бы ни был предложен, носит субъективный характер и может вызывать справедливые возражения. Это относится и к набору ценностей, предложенных Н. Е. Щурковой, которая выделила пять фундаментальных, очень широких ценностных отношений: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Однако при конкретизации этих ценностей выясняется, что речь идет примерно о том же, что уже указано выше: культура умственного труда, нравственная, экономическая, правовая, физическая, эстетическая и т. д.

Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания — по ценностным отношениям, по базовой культуре и по направлениям, основным воспитательным задачам — не отрицают, а дополняют друг друга, что показывает даже их краткий обзор.

В педагогической литературе и практике других стран имеются аналогичные подходы: человек должен усвоить ценности общества и обрести необходимые качества для успешной социализации. Эти качества описываются в виде компетенций личности в познавательной, информационной, политической, социальной и других сферах жизни. Компетенции личности понимаются как самые широкие способности человека решать жизненные, профессиональные проблемы1. Вместе с тем в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное просвещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Они имеются в Тезаурусе ЮНЕСКО по образованию в разделе «Содержание образования»2.

Перейдем к описанию содержания воспитательного процесса по отдельным, но взаимосвязанным направлениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...