Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

28. Экономический анализ в разработке показателей бизнес-плана




Разработка бизнес — плана включает в себя три этапа: I этап - подготовительный, II этап - планирование.

III этап - контроль за исполнением запланированного проекта.

На первом этапе руководством организации разрабатываются цель и задачи бизнес - пла­на, проводится мониторинг конъюнктуры рынка и потенциальных инвесторов, осуществ­ляется анализ собранных данных.

В процессе мониторинга собирается информация по двум направлениям:

1 - ое направление - фиксируются данные о рынке сбыта аналогичного товара: цена разных продавцов в разных районах сбыта; дизайн и потребительские свойства товара: виды продаж (через оптовые организации, посредников, магазины, ярмарки и т. д. ): категории покупателей (организации, население, отечественные, зарубежные).

2-ое направление - данные о потенциальных инвесторах: вид инвестора (отечественные, иностранные, банки, инвестиционные компании, госу­дарство, частное лицо и т. д. ): возможный объем инвестируемых ресурсов:

сроки выдачи кредитов: финансовые издержки (процентные ставки за пользование кредитными ресурсами).

На основе мониторинга проводится анализ собранных данных. Цель анализа - предостав­ление объективной информации для составления разделов бизнес - плана.

Основные зада­чи анализа: Оценка положения дел в отрасли: Анализ потенциальных потребителей (уровень доходов и структура их расходов): Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов (цена, качество, дизайн, перспективы развития); Анализ конъюнктуры рынка, изменения цен. Анализ внешних факторов (экономических, природно-климатических. социальных. национально - культурных).

Источниками информации являются: данные периодической печати (специализированные газеты, журналы);

данные товарных бирж. органов статистики и других специализированных органов; данные интервьюеров (анкеты, наблюдения); реклама.

На этапе планирования цель анализа - разработка показателей бизнес - плана и обеспече­ние взаимоувязки между показателями. Задачи анализа специфичны разделам бизнес -плана. Для первого раздела " Товар" основными задачами анализа являются: Анализ потребительских свойств товара; Оценка товаров конкурентов: Анализ цен и затрат на производство товаров.

Для составления второго раздела " Рынок сбыта" основной задачей анализа является оцен­ка рыночной конъюнктуры в исследуемый период и анализ факторов, которые будут ока­зывать воздействие на конъюнктуру в будущем.

При разработке третьего раздела " Конкуренция" проводится анализ объемов продаж, до­ходов. стратегии конкурентов, оцениваются их сильные и слабые стороны.

Задачи анализа при разработке четвертого раздела " План маркетинга": Анализ тенденции изменения цен; Анализ каналов сбыта: Анализ эффективности рекламы: Анализ " ССВУ" - " силы. слабости, возможности, угрозы" организации.

В процессе составления пятого раз/1, ела бизнес - плана - " План производства" осуществ­ляется анализ: материальных ресурсов. трудовых ресурсов. технике - организационного уровня, затрат на производство продукции.

Для описания раздела " Риски" бизнес - плана необходимо решить следующие задачи: анализ причин и источников риска;

разработка мероприятий по сохранению и предотвращению риска; выбор программы страхования от рисков.

Наиболее важную роль играет анализ в разработке финансовых показателей бизнес -- пла­на. Основные задачи анализа:

анализ финансового состояния организации; анализ доходов и затрат; анализ денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности (порога рентабельности) - взаимосвязи: затраты - объем про­даж - прибыль.

Для взаимоувязки финансовых показателей составляют баланс денежных расходов и по­ступлений, прогноз доходов и затрат и сводный баланс активов и пассивов.

На третьем этапе - контроль за исполнением бизнес - плана определяются отклонения фактических действий от запланированных и в процессе анализа выявляются причины этих отклонений. В результате делаются выводы о качестве бизнес - плана.

Таким образом, анализ необходим на всех стадиях разработки и выполнения бизнес - пла­на. Безусловно, качество бизнес - плана зависит от полноты научно-обоснованного анали­за, квалификации и опыта разработчиков.

Для разработки и обоснования показателей бизнес - плана используются следующие ана­литические методы:

нормативный: расчетно-аналитический: балансовый: метод оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сбо­ров, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, кото­рая включает: федеральные нормативы: нормативы субъектов РФ: местные нормативы: отраслевые нормативы: нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются единым для всей территории Российской Федерации. для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных на­логов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Нормативы субъектов РФ. а также ме­стные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам орга­низационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т. п. ). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий -монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот но налого­обложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредствен­но хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансо­вых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженно­сти. постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары. нормативы распределения финансовых ресурсов и при­были. норматив отчислений в ремонтный 4'оиД и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей за­ключается в том. что на основе анализа достигнутой величины финансовою показателя. принимаемого за базу. и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается пла­новая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между по­казателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчетно-аиалитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины налогов и отчислений от прибыли, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. н.

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том. что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и по­требности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании потреб­ностей в трудовых, материальных, финансовых ресурсах. В анализе, например, использу­ется товарный баланс: в левой части отражаются ресурсы, а в правой - их использование.

Он + П = Р+ В + Ок, где: Он – остатки ресурсов на начало планируемого периода:

П – плановое поступление ресурсов; Р – плановое расходование (использование, реализация) ресурсов; В – прочее выбытие ресурсов (потери ресурсов в производстве, возврат поставщикам); Ок – остатки на конец планируемого периода.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем. чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата: минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств:

максимум дохода па рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала: максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (фи­нансового или валютного риска).

Сущность экономико-математического моделирования в прогнозировании финансовых показателей заключается в том. что оно позволяет максимально приблизиться к точному описанию функциональной зависимости между количественным выражением финансовых показателей и факторов, их определяющих. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой матема­тическое описание экономического процесса посредством выбора факторов, влияющих на структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью ма­тематических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д. ). В мо­дель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравне­нием вида: У = Г(х), где: У – показатель: х – факторы.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, не имеющая строго функцио­нального характера. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различ­ного вида.

При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Период исследования должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период обследования не дает возможности выявить общие закономерности. А с другой стороны, нельзя брать слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1 – 2 года. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в пла­нировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно-обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя исходя из различных условий и путей развития хозяйствующего субъекта с по­следующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального вари­анта используются экономико-математические модели.

Построение экономико-математической модели показателя складывается из следующих основных этапов.

1. Изучение динамики показателя за определенный отрезок времени и выявление факто­ров, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

2. Расчет модели функциональной зависимости показателя от определяющих факторов.

3. Разработка различных вариантов плана показателей.

4. Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых показателей.

5. Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей пока­зывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не при­годными для практического использования. Планирование основных финансовых показа­телей на основе экономико-математического моделирования является основой для функ­ционирования автоматизированной системы управления (АСУ).

Применение названных и других статистических и экономико-математических методов расчета показателей бизнес-плана зависит от квалификации и опыта аналитиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...