Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латентная стадия ( от 6 - 12 лет)




5) Генитальная (12-18 лет)

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории Фрейда, успешное преодоление первых трех стадий обусловливает формирование психически здоровой личности.

3. Фрейд также является автором теории трехкомпонентной струк­туры личности, о трех компонентах человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции:

1.ИД (Оно) – врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Ид состоит из « либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление. Т.е., позитивные, любовные, сексуальные импульсы; стремление к получению удовольствия. Синоним эроса) и «танатоса» (деструктивных, агрессивных инстинктов, стремление к разрушению, угасанию, смерти). Танатос - в гре­ческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мра­ком, сном.

2. ЭГО (Я) – рациональная часть психики, которая объясняет человеку происходящее и помогает ослабить конфликт между Ид и Суперэго. Эго - компо­нент, ответственный за принятие реше­ний. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соот­ветствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

3.СУПЕРЭГО (сверх-Я)– сознание, включающее нормы поведения, усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими. Приобретается в процессе со­циализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго. Функции суперэго – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Конфликт Ид и Суперэго порождает чувство тревоги, нервозности, напряженности без какой-либо объективной, видимой причины.

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. психические процессы, проте­кающие на бессознательном уровне, должны быть макси­мально глубоко раскрыты и представлены сознанию для ин­теграции в экзистенциальную организацию.

Таким образом, сторонники психодинамического направления полагают, что причины проблем человека кроются во внутриличностном конфликте, истоки которого лежат в раннем детском опыте. Будучи хотя бы раз выявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей. Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом, а его трудности исходят из конфликта меж­ду желаниями и страхом, конфликтом между несовме­стимыми желаниями. Терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью. Человек должен договориться с реальностью.

Отсюда, как считает Карен Хорни, перед клиентом стоят три задачи:

1. «выразить себя как можно полнее и откровеннее;

2. осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

3. выработать способность изменять то, что нарушают гармонию отношений человека с самим собой и окружающим миром».


Принципы психодинамической терапии:

1. Для выяснения природы проблем клиента необходимо изучать его ранний детский опыт.

2. Понимание природы проблем осуществля­ется не только познанием симптоматики специалистом-аналити­ком, но и самим клиентом.

3. Необходимо строить позитивные взаимоотношения между специалистом и клиентом.

4. Спо­собствовать раскрытию подсознательных защитных механиз­мов, формирующихся в раннем детском возрасте и проявляющихся в дальнейшем в периоде взрослости. Психоанализ должен быть направлен на помощь в ос­вобождении от патогенных защитных механизмов, что способствует установлению необходимого баланса между внешними (социальными) и внутренними (биологически­ми) силами, действующими на личность.

Реализация психодинамических моделей в практике индивидуальной социальной работы предполагает учет таких феноменов, как психологические защиты, перенос и контрперенос, сопротивление изменениям.

Виды психологических защит:

a) Отрицание - информация, которая тревожит и может при­вести к внутриличностному конфликту, не воспринимается.

b) Вытеснение и замещение – исключение из сферы активного сознания источника психологической напряженности и замена его более приятной мыслью или эмоцией.

c) Проекция - бессознательное приписывание другому ли­цу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемле­мость.

d) Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, по­зволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполно­ценности.

e) Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных при­чинами, признание которых приведет к потере самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить цен­ность недоступного («кислый виноград») или преувеличить цен­ность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исклю­чено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

f) Включение - значимость травмирующего фактора сни­жается за счет того, что прежняя система ценностей помещает­ся как часть в новую, более глобальную систему. Относитель­ная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и трав­мирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

g) Замещение - перенос действия, направленного на недос­тупный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

h) Изоляция, или отчужден ие - обособление внутри созна­ния травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-ли­бо событием и его эмоциональной окраской не отражается в соз­нании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализа­ции, деперсонализации, расщепления личности (множествен­ность «Я»).

i) Регрессия - форма психологической защиты, заключаю­щаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психиче­ского развития. Актуализируются успешные в прошлом спосо­бы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психи­ческого развития, на которой переживается чувство удовольст­вия (например, от еды).

j) Сублимация - энергия инстинктов выводится по каналам, которые одобряет общество. Например, если со временем нереализованная сексуальная энергия вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. 3. Фрейд счи­тал сублимацию единственным конструктивным защитным механизмом.

Перенос - это бессознательное желание клиента удовлетворить свою неосознанную неудовле­творенную е прошлом потребность за счет человека, оказывающего ему в данный момент помощь. Этим объясняются многие широко распространенные феномены, например психологическая зависимость от помощника, различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства по отно­шению к нему. Если тот же бессознательный процесс начинается и у помощника (контрперенос), то это часто влечет за собой неадекватные действия с его стороны и в конечном итоге может привести к широко известному профессиональному выгоранию специалиста. Выделяют две формы переноса – позитивную (страстная привязанность, симпатия, любовь, уважение) и негативную (агрессия, гнев, ненависть, презрение). Эффектом переноса объясняются такие феномены в практике СР, как психологическая зависимость от помощника или различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства у клиента по отношению к специалисту.

Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что терапевты должны быть «пустыми экранами» и стремиться к наибольшей анонимности для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос происходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к своим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. Перенос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью стимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из трудностей раннего периода во взаимоотношениях с родителями и вызывают сложности поведения в настоящем. В социальной работе эта идея используется в том смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения с людьми. Контрперенос возникает, когда психоаналитик иррационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт.

Итак, важной особенностью психоаналитической концепции являетсяидея о ведущей роли бессознательного. Отсюда основ­ной путь помощи человеку - добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контроли­руемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожа­щих его проблем.

В рамках классического психоанализа разработаны и ис­пользуются следующие методы:

1. Метод свободных ассоциаций - метод интервью, когда респондент поощ­ряется к свободной реакции на предлагаемые исследо­вателем стимулы, к свободному рассуждению на заданные темы. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько абсурдны­ми или нелогичными они могут показаться. Терапевт находит­ся вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символиче­ское выражение подавленных эмоций и чувств. Свободные ассоциации клиента помогают выяс­нить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации.

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосоз­нанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфлик­тов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки сво­его сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрей­ду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательно­му». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские пережи­вания.

4. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы стимулировать клиента использовать новые для него, полученные в результате инсайта знания в повседневной жизни. На­пример, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциаль­ных невест и поведением своему отцу, должен начать относить­ся к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функциониро­вать независимо от родителей и строить более зрелые межлич­ностные отношения.

5. Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения каких-либо аспек­тов его переживания или поведения. При этом неосознанное должно стать осознанным.

6. Анализ переноса (трансфера). Аналитик поощряет развитие переноса до состояния «невроз переноса», когда поведение клиента стано­вится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероят­ность появления у клиента инсайта (insight - понимание; непосредственное пости­жение, «озарение»). Клиент должен внезапно прозреть свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реак­ции на значимых людей начиная с первых лет жизни. Он должен также осознать связь этих переживаний с нынешними актуаль­ными трудностями. Традиционная психоаналитическая терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью.

Психодинамическая терапия вызвала появление в СР терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом — отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто оказывать какие-либо услуги. Под влиянием психодинамической теории в СР акцент с событий сместился на чувства и формы бессознательного. Психодинамическая психология явилась богатым источником идей, используемых в социальной работе. Это, прежде всего:

•принятие опыта клиента и ситуации, в которой он находится;

•учет предыдущего опыта отношений клиента со значимыми близкими, внимание травмам отрыва от матери, недостатку привязанности в детстве;

•необходимость усиления Эго.

Говоря о методике работы, подчеркивается, что сами клиенты воспринимают себя уникальными человеческими существами, хотят, чтобы их обязательно воспринимали так же (как уникальных личностей). А поскольку люди уникальны, необходимо найти соответствующее именно этому случаю решение. Поэтому необходимо правильно поставить социальный диагноз, что возможно при сборе всей необходимой информации. Информация должна быть предельно точна, детализирована.

К ранним психодинамическим концепциям социальной работы относится, прежде всего, диагностическая теория (Мери Ричмонд), согласно которой помощь нуждающимся определяется диагнозом, пос­тавленным социальным работником на основа­нии изучения как клиента, так и его окру­жения. Исходя из американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, а задача социального работника сводилась к социальному врачеванию индивида и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

М. Ричмонд - основательница кейсворка, «работы со случаем», т.е. такого взаимодействия социального работника и клиента, когда именно клиент (а не другие люди или факторы: материальная помощь клиенту, его обучение, интересы социальной службы, успех программы и т.д) становится центром внимания.

Одной из первых книг М. Ричмонд стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899). Помощь и поддержка нуждающимся осмысливается ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. А в опубликованной в 1917 году работе «Социальные диагнозы» М.Ричмонд обосновала необходимость постановки социального диагноза и подробно описала индивидуальный метод социальной работы. Две основные идеи этих публикаций:

1) необходимо признать, что каждый человек уникален, а, следовательно, нельзя рассматривать его проблемы обобщенно («у всех инвалидов идентичные проблемы», «все нищие – лентяи»), наоборот, необходим индивидуальный подход к клиентам и оценке их проблем;

2) эффективная социальная помощь клиенту возможна лишь при условии точной постановки социального диагноза, что требует тщательного изучения причин появления проблемы, которые могут быть связаны с особенностями микросреды клиента, его экономическим положением. Но чаще всего причинами проблематики клиента выступают особенности личности его и членов его семьи. Таким образом, с точки зрения М. Ричмонд, социальный диагноз предполагает обязательную оценку личности клиента и его социального положения. Тогда, как работа над глобальными социальными изменениями лежит вне сферы СР.

В связи с этим, М. Ричмонд признают основательницей медицинской модели социальной работы, в которой предполагается, что клиент выступает в роли своеобразного больного, а задача социального работника – социальное врачевание, лечение, терапия, не только избавление от страданий, но и научение решать в последствии свои проблемы самостоятельно.

М.Ричмонд выделяет два метода лечения:

косвенный метод лечения – воздействие на среду посредством изменения социального окружения, изменения жизненной ситуации клиента;

непосредственный метод - прямое воздействие на клиента путем уговоров, внушения, рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие оптимальных решений, изменяющих его ситуацию.

Итак, цель социальной работы – индивидуальное самоусиление клиента и повышение его способности пользоваться общественными ресурсами и возможностями.

Кейсворк был положен в основу так называемой диагностической традиции в социальной работе, которая около полувека занимала доминирующее положение в практике деятельности социальных служб.

В дальнейшем представители диагностической школы подвергли взгляды М.Ричмонд не­которой модификации: по их мнению, в центре внимания социального работника должна быть личность клиента, а не его отношения с окружа­ющей средой. При этом они полагали, что оцен­ка личности должна основываться на учете данных, касающихся начального этапа ее формирования, который приходится на раннее детство. Опираясь на эту оценку, социальный работник самостоятельно ставит диагноз, а за­тем назначает своему клиенту необходимое ле­чение.

Позже диагностическая теория стала основой психосоциальной теории, главной представительницей которой является Ф.Холлис, в работах которой центральными понятиями также выступают личность в ситуации и классификация методов работы с индивидуальным случаем. Важной задачей стало снижение влияния «стресса» и «давления» среды на способности личности к благополучному существованию. Эмпирической основой теории выступает накопленный практический опыт, а количественные методы исследования при индивидуальном подходе к проблемам человека считаются неадекватными.

Функциональная теория возникла в США (В. Робинсон) в 1930-х гг. Влияние функциональной теории по-прежнему заметно в социальной работе в идее самореализации, важности структурирования времени в практической работе и акценте на процессе и личностном развитии. Термин «функциональный» в этом случае обозначает функцию социальных служб, каждая из которых определяет форму и конкретное направление практики. В функциональной социальной работе утверждается, что социальная работа — это процесс взаимодействия клиентов и социальных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория (3, с. 92).

Проблемно-ориентированный метод (Перлман, 1950-е гг.), который применяется в работе с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окружении, которые существуют в данный период времени. Иррациональной и внутренней мотивации уделяется меньше внимания. Предполагается, что способность клиентов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в преодолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию (копингу).

Хуве является автором «Теория привязанности в практике социальной работы» (1995), констатируя связь особенностей раннего детского развития и детско-родительских отношений. Исследователь доказывает, что ранний детский опыт привязанности к уверенным и отзывчивым взрослым способствует формированию уверенности в социальных отношениях на более поздних этапах. Такие качества, как теплота, взаимность, поддержка и безопасность, являются обязательными для развития гармоничной личности.

В этом контексте интересны работы Боулби (1951), обосновывающие, что материнская депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для развития ребенка и негативно сказываются на дальнейшей жизни человека. Реакциями на разлуку с родителями являются защитные механизмы: дети типа А стремятся уйти от людей и избежать контакта; дети типа Б ищут контакта с людьми и демонстрируют послушание; дети типа В становятся агрессивными по отношению к другим. Поведенческие модели привязанности и защитные механизмы часто сохраняются на протяжении всей жизни и проявляются в отношениях с родителями, сверстниками, партнерами и своими детьми. Например, тот, кто реагирует агрессивно, с трудом строит отношения с людьми, а тот, кто избегает контакта, испытывает сложности в интимных отношениях. На развитие личности влияют негативные переживания, возникшие в результате ухода или потери близких (4, с. 96).

В практике СР теория привязанностей предполагает оценку:

• текущих взаимоотношении, их содержания и качества, функций и структуры;

• истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов привязанности;

• контекста - стрессовых ситуаций в данный период.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания и поддержки. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возможное, чтобы быть хорошей матерью», «Вы кормите всю семью благодаря своей работе», а также информация о службах помощи и неформальных объединениях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работником и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы (3, с.97).

Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Наиболее известные из них: терапия средой и терапевтические микросоциальные группы.

В практике социальной работы сегодняактивно применяются такие методы:

семейная терапия, включающая в себя семейную психотерапию, психокоррекционную работу с родственниками клиента;

метод песочной терапии;

арт-терапия, музыкотерапия, танцетерапия, арома-терапия и др.

 

 

Дополнительная литература https://vk.com/topic-75664509_30665912

- Теория привязанности Эйнсворд и Боулби http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878

- Словарь по психоанализу http://www.e-reading.link/book.php?book=45940

-Как на вас могли повлиять эти 12 событий, случившихся в детстве http://www.factroom.ru/facts/63887

МЕТОДЫ

Методы в психоанализе http://lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz

Семейная терапия http://5psy.ru/prezentacii/intensivnaya-semeienaya-terapiya-v-domashneie-srede.html

книга Введение в системную семейную терапию (метод генограммы) http://www.klex.ru/6n2

Семейная терапия в СР http://literature-edu.ru/kultura/7602/index.html?page=31

На стороне либидо. Как справиться с депрессией http://svetlanahelp.ru/на-стороне-либидо-как-справиться-с-деп/

Пример символодрамы http://symboldrama.ru/category/231

Г.Хорн: 6 этапов развития ребенка в зеркале символодрамы http://symboldrama.ru/article/horn2/

Литература по арт-терапии, см. видео http://psiholog-dnepr.com.ua/view-and-read/knigi-po-art-terapii http://3ladies.ru/art-terapiya-uprazhneniya

Арт-терапия http://vk.com/art_therapy Арт-терапия в детской онкологии http://vk.com/club5400549

На что нужно обращать внимание в детских рисунках?http://letidor.ru/article/o_chyem_govoryat_detskie_risun_140969/

Музыкотерапия http://credonew.ru/content/view/793/44/ http://www.ampp.ru

Игры на расслабление http://letidor.ru/article/igry_na_rasslablenie_38761/

Маскотерапия http://rehabfamily.ru/o-klinike/novosti/sergej_kravchenko_vozvrawayas_v_svoe_lico_chelovek_obretaet_i_zdorove_i_krasotu_i_otnosheniya/

Имиджетерапия https://www.youtube.com/watch?v=aN8sonvU2Eg

Визуальная психодиагностика http://diplus.ru/statii/vizualinaya-psihodiagnostika/

Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии http://vsevteme.ru/network/752/2010/10/17/interesnye-publikatsii/perenos-i-kontr-perenos-v-geshtalt-terapii

Тест "Человек под дождем" http://miraman.ru/posts/880

МЭРИ РИЧМОНД http://soc-work.ru/people/мэри-ричмонд

М.Ричмонд определяла СР как ИСКУССТВО ПОМОЩИ; а процесс взаимодействия соцработника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации»

А. С. Дудкин МЭРИ ЭЛЛЕН РИЧМОНД И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦРАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ («CASE WORK») http://www.slideshare.net/artemii/dudkin-mary-richmondxivsocchtenia2012

Основные характеристики кейс-менеджмента. Модель анализа ТЖС http://www.socialwork.ru/case/teoria/sit.html http://www.socialwork.ru/case/teoria/analiz.html


Гуманистическая модель

 

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Представители этого направления видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию. «Гуманисты» выступают против психологических схем, преувеличения роли тестов и диагнозов. Не отрицая роли тестов и диагнозов, дающих определенную информацию к размышлению (а не к «приговору»), гуманистические психологи предупреждают об уникальности человека, которая не может быть учтена и точно охарактеризована ни одним тестом или диагнозом. Механистическому взгляду на человека гуманистическая психология противопоставляет такие ценности, как вера в возможность совершенствования человека, в самореализацию личности, ориентацию на настоящий момент в жизни «здесь и теперь», тенденцию к максимальному самораскрытию человека, к свободному выражению внутреннего мира и переживаний.

Основные принципы гуманистической психологии:

× Самой высшей ценностью является человеческая личность, досто­инство человека.

× Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора (акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида).

× Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.

× Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.

× Человек целостен по своей природе.

× Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

× Человек является изначально добрым. Целью психоло­гии является “понимание” человека, а не контроль над его действиями или попытки предугадать их.

× Первостепенное значение имеет тот опыт, который индивид созда­ет для себя, а не объективные описания. Главный вопрос, который ин­дивид должен задать себе, - вопрос “Кто я?”

× Приоритет в исследованиях отдается ситуациям выбора, творче­ству и самоутверждению (самоактуализации). Личностный рост и самоутверждение являются критерием психического здоровья, которое отнюдь не сводится к эго-контролю и приспособлению к среде.

× Исследование не может быть независимым от ценностей, поэтому необходимо исследовать важные социальные и человеческие проблемы, чтобы установить “действительно значимое” для человека вместо того, чтобы пытаться вывести объективное знание.

× Подчеркивание роли сознательного опыта. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

 

Основоположниками гуманистической психологии в целом принято считать Абрахама Маслоу (1908—1970) и Карла Роджерса (1902—1987).

К собственно гуманистическим школам относят следующие: экзистенциализм, логотерапию, клиентцентрированную терапию К.Роджерса, гешталъттерапию, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию и ряд других.

Задача терапии гуманистического направления - не вмешательство, а создание условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности. При этом здесь не считают, что непременно личность и общество находятся в конфликте. Напротив, по мнению «гуманистов», в личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве.

Цель гуманистической СР - личностный рост клиента. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности о своем предназначении в мире или более высокого состояния сознания. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека, если отсутствует или нарушена его целостность.

Важнейшее значение приобретают пробуждающие чувства человеческие взаимоотношения, при которых каждый человек пытается искренне общаться с другими людьми как вербально, так и невербально. Взаимоотношения клиента и соцработника не является отношениями врача и пациента (как в психодинамической модели) или учителя и студента (как в бихевиористской модели), а представляет собой отношения одного человеческого существа к другому.

В отличие от психодинамического направления, соцработник-«гуманист» не касается прошлого пациента, его диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение клиенту в форме наставлений или предпочтений.

Терапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы в гуманистическом направлении часто невербальны в своем подходе (например, гешталъттерапия), так как считают, что клиенты на вербальном уровне склоны как раз уходить от истинной проблемы в сверхинтеллектуализацию, которая сама может стать частью проблемы клиента, мешая непосредственному выражению переживаний. Такие терапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют действие с самонаблюдением. Они стараются развивать осведомленность клиентов о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах. При этом упор делается на усилении мотивации клиента к собственным изменениям. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, являются сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т. е. разыгрыванием ролей, переживанием фантазий в терапевтической обстановке.

А. Маслоу

В основе теории А. Маслоу лежит предположение о том, что мотивация к дости­жению целей возникает из потребности, которая появляется из-за недостат­ка чего-либо. В связи с этим, Маслоу разработал концепцию иерархии фундаментальных потребностей, согласно которой потребности человека последовательно развиваются от низших (физиологических) потребностей организма (в еде, сне, сексе и др.) до высших. Высшие (психологические) потребности - чувствовать безопасность, любовь, принадлежность к какой-то группе, уважение окружающих, потребность в самоактуализации.

Вместе с тем, А. Маслоу исследовал проблему реализации человеческого потенциала, возможности самоактуализации человека. Теория самоактуализации составляет основу учения Абрахама Маслоу. Проанализировав биографии выдающихся людей, Маслоу выделил характеристики самоактуализации (более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей; принятие себя, других, окружающего мира реально и позитивно; спонтанность, простота, естественность; некоторая отдельность от других (при готовности к кооперации), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении; мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений; «Пиковые переживания». Peak experiences — это потрясающие сознание радостные моменты. Когда индивиды ощущают гармонию космоса, чувствуют свое мистическое единение, сопричастность с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки и т.д.

Основной путь к самоактуализации творчество.

Другие пути достижения самоактуализации:

1. полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность,

2. движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами,

3. реализация своих потенциальных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах,

4. это честность перед собой и другими, принятие ответственности за свои решения и действия, а не перекладывание ее на других людей и обстоятельства,

5. развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение,

6. не только процесс реализации своих имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации,

7. прогрессирующая способность испытывать периодически «пик переживания», в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительности,

8. способность критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты.

Факторы, препятствующие самоактуализации (силы, подталкивающие человека в сторону нездоровья - к болезням и слабости):

1.В первую очередь мешают вредные (нерациональные) привычки и защиты Эго (самообманы).

2. Десакрализация, т. е. обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям. Это может происходить из-за страха глубоких эмоций. С этим тесно связан так называемый комплекс Ионы (библейского персонажа). Он обозначает нежелание полностью использовать свои способности. Корни этого комплекса в страхе перед трудностями, в том, что индивид не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного существования, боится всего нового, опасаясь потерять то, что имеет. Нереализованные способности, как и подавленные (вытесненные в подсознание) потребности, могут порождать неврозы и «вылезать» из-под сознания в виде как психических, так и соматических нарушений, а также в виде личных, семейных и служебных психологических проблем. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны». Это относится к выбору профессии, работы и даже к выбору жизненных партнеров и условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее.

Согласно А. Маслоу, г лавная задача специалиста – помочь человеку сохранить свою самобытность, уникальность, непосредственность.

П ринципы работы:

- установление доверительных отношений между клиентом и терапевтом. При этом терапевт выступает в роли равного партнера, мудрого друга, а не руководителя;

- создание оптимальной доброжелательной и защищенной атмосферы для самораскрытия и самоактуализации клиента;

- специалист должен знать об удовлетворенности низших потребностей клиента, но работать в направлении удовлетворения его высших потребностей. Что можно диагностировать по наличию метажалоб ( жалоб, относящихся к фрустрации метапотребностей, таких как справедливость, совершенство). Обычно эти жалобы показывают, что базовые потребности в достаточной степени удовлетворены. «…гневно выражать жалобы на то, что за розами в парках недостаточно ухаживают... это само по себе п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...