Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческие модели социальной работы




Происхождение когнитивно-поведенческих моделей социальной работы связано с двумя теоретическими течениями в психологии (бихевиоризмом и когнитивизмом). Исторически сначала появилсябихевиористский подход с акцентом на наблюдаемом поведении человека. У бихевиористов (Уотсон, Скиннер, Торндайк) научение – не связанный с психикой и познанием процесс случайного, «слепого» ассоциирования (связывания) стимулов и реакций.Научение – процесс приобретения индивидуального опыта. Поведение человека обусловлено главным образом влиянием среды. Тому или иному поведению человек научился. Следовательно, путем организации окружения человека можно привить определенные навыки деятельности и поведения. Терапия должна быть направлена на выполнение действий, последовательно приводящих к изменениям в поведе­нии.

Основоположник теории социального научения, Бандура (1977 г.), считает, что люди учатся, наблюдая за поведением других людей и его последствиями. В зависимости от характера этих последствий, индивид либо подражает образцу, либо не копирует поведение окружающих. Т.е., научение – процесс выбора наиболее целесообразного, по мнению индивида, способа поведения, который призван оптимально обеспечить его выживание. Содействие этому процессу может быть положено в основу социальной работы. С позиций поведенческого подхода, девиантное, неэффективное, нерациональное, ошибочное поведение - результат научения. Следовательно, оно может поддаваться отучению или коррекции. Более того, развитие общества, социальный прогресс возможны при условии научения граждан правильному, адекватному поведению.

В силу этого, цель поведенческой социальной работы научить клиента адекватным социальным умениям; развить желательные формы поведения и ослабить нежелательное поведение, с тем чтобы человек мог адекватно действовать в социальных ситуациях. В свою оче­редь, укрепляется его способность жить полной и счастливой жизнью.

Бандура сформулировал принцип покорения себя: «терапия эффективна, если вселяет веру в свои возможности, меняет представления человека о своих способностях решать проблемы («Я могу»)». Постепенно в социальной работе эта терапия трансформировалась в терапию краткосрочных заданий, которые обеспечивают решение проблемы в ситуации здесь-и-сейчас, основоположниками которой явились Перлман и Томас.

Эти авторы полагали, что цель СР – оказать помощь клиентам с определенными социальными и экономическими проблемами жизни путем научения клиентов способам решения этих проблем. Изменить поведение клиента, сделав клиента способным решать свои проблемы. «Жизнь – это непрерывный процесс решения проблем, протекающий, как правило, без особых трудностей для социального функционирования человека. А трудные жизненные ситуации, как правило, вызваны следующими причинами:

1. ослаблена мотивация для целенаправленного преодоления жизненной проблемы (клиент не может ответить себе на вопрос «Зачем?», «Зачем мне это нужно?», «Ради чего?»)

2. отсутствие умений и навыков, необходимых для решения проблемы (Не знает «Как?»)

3. ухудшение способностей и возможностей устранения проблем (нет сил, денег…)

4. неполноценность отношений клиента с другими людьми, группами или ошибки в его поведении в определенной ситуации».

Эпштейн и Рейд (70-е годы) вводят понятие научения, ориентированного на решение задач СР. Этими авторами модель решения проблем разбивается на этапы:

1) Общая оценка проблемного контекста

2) Определение проблемы и ее границ

3) Процесс работы с клиентом включает комплекс стратегий: выбор сложных социальных проблем; обсуждение трудностей, проблем и альтернатив; оценка продвижения в работе; консультирование; переоценка проблем; контроль над окружающими условиями; укрепление внутренних ресурсов клиента.

Далее рассмотрим когнитивное направление.

Когнитивизм – направление в психологии, изучающее особенности мышления человека, утверждающее, что на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки. Неадекват­ное поведение - следствие ошибочного восприятия и неверной интерпрета­ции ситуации.

Когнитивные подходы включают концепцию А.Бека об искаженном восприятии себя, своего настоящего и будущего, приводящем к депрессии и тревоге; и концепцию А. Элиса об иррациональных представлениях относительно окружающего мира. Люди - не беспомощные жертвы своего прошлого и обстоятельств. Их текущее мышление может быть проанализировано с целью нахождения неосознаваемых (т. е. незамечаемых, «автоматических») стереотипных для конкретного субъекта мыслей, которые являются необоснованными (основанными не на фактах и опыте) и вызывают негативные переживания. Такое мышление называется «негативным» или «иррациональным».

Показатели иррационального, негативного мышления (А. Бек):

«все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах);

сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу);

«ментальный фильтр» (отфильтровывапие информации: например, накопле­ние негативной и игнорирование или исключение позитивной);

автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной ин­формации, например неспособность принимать похвалу);

скачок к умозаключению типа: «она рассердилась — значит... я плохой... она меня ненавидит... она сама плохая...» и т. д.;

максимализм или минимизация (видение вещей непропорциональными: пре­увеличение, «раздувание» чего-либо или умаление);

долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в прак­тике СР, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует моти­вации на активность);

наклеивание и срывание ярлыков («эти люди плохие...» вместо: «эти люди поступают плохо...»);

персонализация (например, убеждение типа «что бы ни случилось, это ваша личная ошибка») и др. (2, с. 72).

А. Бек мето­дами коррекции негативного мышления считал следующие три:

• интеллектуальный (тестирование сомнитель­ных или ошибочных концепций и замена их более валидными, адекватными),

• эксперименталь­ный (проживание определенного опыта с целью проверки ошибочных предполо­жений о нем, которые принимаются за реальные убеждения) и

• поведенческий (развитие новых стратегий совладания (копинг-стратегии), например обучение определенному мето­ду релаксации, навыкам поведения в конфликте, десенситизация и т. п.) (2, с.72).

Цель когнитивных моделей СР - уменьшение типичных ошибок иррационального мышления пу­тем их последовательного логического оспаривания

В отличие от психодинамического и бихевиористского подходов когнитивная модель социальной работы настаивает на рациональном логическом контроле своего поведения со стороны клиента. Основу данной модели составляет один из тезисов символического интеракционизма о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. Применительно к социальной работе это означает, что восприятие субъекта не должно рассматриваться как ошибочное; оно есть лишь отличное (иное), и, следовательно, методы работы с клиентом должны быть не жесткими, а скорее обучающими.

Развитие когнитивной теории социальной работы связывают, прежде всего, с именем Г.Гольдштейна. Центральное место в его концепции занимает «перцепция», понимаемая как ряд интеракций, происходящих в социальном контексте (перцептивном поле) и представляющих собой опосредованный рациональной деятельностью ответ на стимул. При этом восприятие стимула зависит от того, насколько он выделяется в ряду других стимулов, насколько схожи его элементы и какова продолжительность его воздействия. Такой взгляд на перцепцию, по мнению Гольдштейна, связывает социальный и психологический подходы, поскольку включает в себя как чувства и мысли, так и внешний, социальный мир.

Взаимодействие личности с внешним миром есть активный, трансактный процесс, основными аспектами которого являются следующие виды деятельности:

- адаптация - приспособление к внешнему миру с одновременной реализацией собственных целей;

- стабилизаци я - сохранение равновесия между внутренней и внешней системами, несмотря на изменяющиеся обстоятельства;

- интенциональная деятельно сть - стремление к достижению определенных изменений внешней среды в соответствии с внутренними целями.

Когнитивная модель социальной работы (и соответственно, деятельность самого социального работника) предполагает, прежде всего, социальное обучение. При этом Гольдштейн выделяет три основных типа обучения, сочетающихся в практике различными способами:

- стратегический, направленный на овладение информацией и мастерством для достижения определенной цели;

- тактический, направленный на адаптацию к повседневной жизни;

- адаптивный, натравленный на изменение своего «я» (самости) и, следовательно, конструируемой реальности.

Процесс обучения включает в себя четыре последовательные стадии:

1) «дискриминационную» - стадию осознания и постижения проблем внешнего мира;

2) «к онцептуальную» - стадию изучения идей и символов, используемых клиентами в процессе обработки информации;

3) «принципиальную» - стадию изучения системы ценностей и внутреннего «я» (самости);

4) стадию «решения проблемы», которая является своеобразным синтезом предыдущих, это одновременно и процесс, и способ логической оценки ситуации. При этом стадия «решения проблем» имеет три основных этапа. На первом - существующая проблема становится прочувствованной и понятной для клиента. На втором - она анализируется, проверяются различные способы ее решения, и определяется стратегия действия. И, наконец, на заключительном этапе выбранная стратегия реализуется и принимается человеком в качестве технологии решения идентичных, аналогичных проблем в будущем.

Итак, теория научения нацеливает социального работника на обучение клиента эффективному, адекватному поведению в обществе. Эта теория сделала социальную работу более ориентированной на действие и достижение конкретной цели.

В целом когнитивно-бихевиористская терапия характеризуется:

• стремлением помочь людям научиться реагировать на жизненные си­туации так, как они хотели бы реагировать; это осуществляется путем увеличе­ния числа и объема желаемого поведения и уменьшения или исключения не­желательного поведения, мыслей, чувств;

• не ставит своей целью изменение эмоциональной сферы личности клиента;

• предполагает, что позитивные терапевтические отношения в процессе терапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективно­сти психотерапии;

• жалобы клиента принимаются как реальность и объект те­рапии, а не просто как показатели скрытых проблем и внутриличностных конф­ликтов клиента (так как существует единственная реальность, создаваемая самим субъектом. В социальной работе это означает, что восприятие субъекта не должно рассматриваться как ошибочное; оно есть лишь отличное, и, следовательно, методы работы с клиентом должны быть не жесткими, а скорее обучающими).

Существуют следующие четыре вида когнитивно-поведенческой терапии:

1) Навыки преодоления, содержащие два элемента, — «самовербализацию», т.е. инструкции, которые даются самому себе, и результирующее поведе­ние. Поведенческие трудности в преодолении ситуаций могут объяснять­ся как неспособностью создавать рефлексивные вербальные инструкции, так и неспособностью действовать согласно собственным инструкциям. Тренинг прививки от стресса предполагает обучение клиен­тов тому, что нужно говорить или делать в трудных ситуациях. В работе с детьми важен акцент на развитии у них навы­ков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окружение клиента.

2) Проблемно-ориентированная форма когнитивно-поведенческой терапии. В данном случае человеческая жизнь рассматривается как процесс решения различных важ­ных вопросов. Решение проблем здесь напоминает задаче-центрированную модель: клиенты «схватывают» и определяют суть проблемы, проду­мывают варианты ее решения, выбирают лучшее, планируют способы действия и оценки результата.

3) Когнитивная перестройка, которая включает такие подходы, как когнитив­ная терапия Бека (КТ) и рационально-эмотивная поведенческая терапия по Элису (РЭПТ). В КТ клиенты анализи­руют свое понимание ситуации, а социальный работник задает вопросы и проверяет результаты анализа. В РЭПТ рассматриваются: а) иррациональные представления, преобладающие в мышлении клиента, что приводит к «окошмариванию» — представлению вещей в негативном свете;

б) низкая толерантность к фрустрации — ощущение невозможности вынести не­комфортные ситуации;

в) «проклятие» — негативное отно­шение к себе, возникающее вследствие неудач. Социальные работники подвергают сомнению и опровергают иррациональные представления, которые лежат в основе этих реакций.

Подчеркивается необходимость работы с нарушениями восприятия и атрибуции (припи­сывания).

4) Структурная когнитивная терапия связана с тремя «структурами» представлений в мышлении клиентов:

- базовыми представлениями - предположениями клиентов о самих себе;

- промежуточными представления­ми - подробными описаниями окружающего мира;

- периферическими представлениями - планами действий и повседневными стратегиями ре­шения проблем. Социальные работники не только обращаются к перифе­рическим представлениям, вызывающим проблемы, но и изучают их ис­токи, обращаясь к более глубоким когнитивным структурам (3, с. 145-146).

Поведенческие подходы эффективно применяются в групповой работе. Это осуществляется через условную группу, которая служит поддержкой и подкреплением для отдельных индивидов, включенных в программы изменения поведения. Такие группы (больных алкоголизмом, группы несовершеннолетних правонарушителей, людей, принадлежащих к одной семье или социальной группе) помогают людям справиться со схожими проблемами. В традиционном варианте группа совместно оценивает проблему, ставит цели, обсуждает стратегии, организует моделирование и повторение действий (в ролевых играх).

Хорошо зарекомендовали себя различные тренинги: тренинг социальных навыков, коммуникативный тренинг, тренинг разрешения проблем и тренинг самоконтроля. Ассертивный тренинг — программа обучения, направленная на преодоление застенчивости и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования.

Один и тот же метод может применяться с помощью различных приемов, техник, терапевтических «вмешательств»: положительное подкрепление, привязывание, формирование, моделирование, методику системы знаков (или «жетоновую экономику»), контракты между клиентами, ведение дневников (2, с.74-77).

Положительное подкрепление означает создание системы положительных подкреплений, которые должны как можно быстрее следовать за действием. Вначале положительное подкрепление должно следовать каждый раз после появления желаемого поведения, затем его частота должна снижаться таким образом, чтобы поведение подкреплялось все реже и реже.

Привязывание подразумевает обучение индивида сначала одному элементу цепи действий, потом другому и т. д., пока не выучивается вся последовательность (используется в работе с людьми, которые испытывают трудности с обучением и которым надо привить простые навыки повседневной жизни, такие, например, как одевание, еда с использованием ложки, пользование общественным транспортом).

Формирование (также называемое последовательными приближениями) означает подкрепление поведения, немного сходного с желаемым, с последующим усилением критериев для подкрепления шаг за шагом, пока индивид не овладевает действием полностью.

Моделирование означает показ того, как что-то делать.

Системы знаков, которые показали себя очень успешными в работе с детьми и подростками, включают известные приемы накопления символов поощрения (звезд, жетонов, значков и т. п.), создание «экранов соревнования». Системы знаков включают также наказание — потерю знаков из-за нежелательного поведения. Оно наиболее подходит в случаях проблемного поведения детей от 7 до 12 лет.

Контракты между клиентами могут быть компонентом поведенческой, супружеской или семейной терапии. Люди заключают письменное соглашение об изменении своего поведения. Соглашение предусматривает подкрепление ясно обозначенного (сформулированного в контракте и обсужденного в паре) желательного поведения. Иногда контракты включают также пункты о санкциях, которые предусматривают некоторую форму наказания, такую, например, как штраф за нежелательное поведение или признание провала контракта.

Наказание в общем не рекомендуется по ряду причин:

• оно не помогает наказываемому обучиться новому полезному действию вместо нежелательного;

• оно может иметь серьезные побочные эффекты, такие как страх, депрессия, агрессия, подражание поведению наказывающего, избегание человека, налагающего наказание;

• люди привыкают к наказанию, так что для сохранения своей эффективности наказание с течением времени должно увеличивать свою интенсивность.

Однако бывают случаи, когда можно увидеть необходимость наказания; например, когда необходимо быстро остановить нежелательное поведение, потому что оно опасно, или когда другие приемы (такие, как замещение нежелательного действия альтернативным положительным действием) заняли бы слишком много времени. Одним из видов наказания, которое, возможно, не дает вредных побочных эффектов, является отрицательное подкрепление, такое как штраф или потеря заработанных знаков, при использовании в программе главным образом положительных подкрепляющих стимулов. Тайм-аут особенно эффективен в случаях проблем поведения детей (в сочетании с положительным подкреплением желаемого поведения). Тайм-аут включает удаление клиента от источников положительного подкрепления. Сначала клиента предупреждают, а если это не помогло, перемешают в «скучное» место и оставляют там стоять или сидеть спокойно в течение короткого периода времени.

Важно помнить, что очень редко используется лишь один метод: порой социальным работникам приходится разрабатывать целый набор методов и тщательно его проверять — возможно, добавляя или удаляя конкретные процедуры для того, чтобы получить данные об эффективности этой процедуры или чтобы получить другую новую информацию

В целом, когнитивно-поведенческие теории распространены преимущественно в западных странах, поскольку в них делается акцент на достижении психологических изменений индивидов, а не на решении социальных проблем, что более актуально для развивающихся стран.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...