Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Развитие России в конце XIX века.




Тема: Развитие России в конце XIX века.

Развитие промышленности в 1880–1890-е гг.

В начале 1880-х гг. завершился промышленный переворот; в ведущих отраслях хозяйства стали преобладать паровые машины. В 1875–1892 гг. количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, а их мощность в три раза.

1880–1890-е гг. стали периодом интенсивного экономического роста России. Помимо традиционных промышленных районов в центре, Прибалтике и на Урале начали функционировать новые: угольно-металлургический в Донбассе. Превратились в крупные промышленные центры Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск. В 1881–1893 гг. выплавка чугуна поднялась с 27, 3 млн до 70, 8 млн пуд. (+160 %), выплавка стали с 18, 7 млн до 59, 3 млн пуд. (+217 %), добыча угля с 200, 9 млн до 460, 2 млн пуд. (+129 %), нефти с 21, 4 млн до 337 млн пуд. (+1475 %) и т. д. Производство чугуна переместилось с Урала на юг России, в Донбасс. Здесь были построены передовые металлургические заводы, например Юзовский и Сулинский, которые перешли на богатую руду из Кривого Рога.

Подъему черной металлургии в этом регионе способствовало и создание металлургического района с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия к началу 1890-х гг. производила более 20 % всего российского чугуна, а к концу века 62%. Донбасс давал стране свыше 65% общероссийского объема угля. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для российской промышленности и транспорта.

Крупные машиностроительные заводы по производству паровозов появились в Коломне, пароходов в Сормово, сельскохозяйственной техники в Харькове, Одессе, Бердянске. Были построены механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми. В 1890-е гг. Россия отказалась от закупки паровозов за границей, наладив собственное производство.

Завод «Людвиг Нобель» («Русский дизель»)

В последние десятилетия XIX в. появились новые отрасли хозяйства: нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство. Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка в районе Баку. С 1872 г. нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. Началось внедрение новой техники, бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых двигателей. В 1870–1890-е гг. добыча нефти возросла с 1, 7 до 243 млн пуд. К концу XIX в. нефтедобыча составила 633 млн пуд.; Россия вышла на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов наибольшим спросом пользовался керосин для бытового потребления.

Промышленный подъем 1890-х гг. ознаменовался ростом железных дорог. Общая протяженность железнодорожных путей возросла в 1861–1891 гг. на 28 тыс. верст. В 1890-х гг. была проведена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1891 г. По протяженности железных дорог Россия уступала только США.

Стройка века. Транссиб. Фото конца XIX в.

Началось формирование единой железнодорожной системы в европейской части страны. Железнодорожный транспорт играл большую роль в пореформенной экономике, связав центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм. Центр страны с зерновыми районами связали такие линии, как Москва Курск, Москва Воронеж, Москва Нижний Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море в Одессу, Ригу, Либаву, откуда сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х г. строились железные дороги промышленного значения. Магистрали провели в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. По закавказской дороге Баку Тифлис Батуми перевозили нефть в черноморский порт. Закаспийская дорога, проложенная до Самарканда, способствовала развитию среднеазиатской хлопководческой базы.

Первоначально железные дороги строил частный капитал с привлечением иностранных средств. В середине 1880-х гг. государство стало выкупать дороги у частных компаний, а новые прокладывать за счет казны, что усиливало вмешательство государства в экономику.

К концу XIX в. более 70 % общего объема грузов в стране перевозилось железными дорогами. Потребляя в 1890-е гг. до 36 % добываемого в стране угля, 40 % нефти, 40 % металла, железные дороги стимулировали развитие других отраслей промышленности.

Дальнейшее развитие получил водный транспорт. В 1860–1890-х гг. количество речных пароходов возросло с 400 до 1, 5 тыс. Морской флот состоял из 520 кораблей.

В поисках дешевой рабочей силы часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, что привело к развитию рассеянной мануфактуры. В центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки: Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь-Хрустальный и др., в которых в конце XIX в. проживало до 50 % промышленных рабочих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...