Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5.Морально-психологический климат коллектива




Раздел 5. Морально-психологический климат коллектива

 и этические нормы взаимоотношений в коллективе.

Человек всегда входит в определённую социальную и профессиональную группу коллектива и перед ним всегда возникает необходимость правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми. От того, как будут складываться, как будут иметь характер, зависит в конечном итоге результат профессиональной деятельности, эмоциональное состояние, настроение, и общение физическое и психологическое здоровье человека.

5. 1 Личность и малая группа

Группы и их классификация

Коллектив как высшая форма развития группы.

Характеристика коллектива.

Межличностные отношения в группе.

Большую часть жизни человек проводит в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских и дружеских общностях. именно в малых группах формируется личность, проявляются её качества, поэтому ее нельзя изучать вне группы.

Малая группа- это устойчивое, небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием.

Признаками малой группы являются: пространственное и временное соприсутствие людей; наличие постоянной цели;

 

отношениях; профессионально-квалификационных характе­ристиках; половозрастном составе.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицатель­ные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Их источники можно найти, если рассмотреть схему статусно-ролелых от­ношений в ней. Например, человека хотят назначить на долж­ность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и науч­ных коллективах), другие - более строгого, авторитарного (в производственных). Далее роль передается человеку и очень важным становится фактор его личности и индивидуальнос­ти. После того, как человек понял свою роль, он должен ее принять или отклонить.

Понимание и принятие роли очень сложное дело, требую­щее напряжения умственных и нравственных сил, внутрен­ней перестройки, осознания своего нового положения.

Исполнение роли имеет три стороны: поведение человека, | исполняющего роль, его самооценка и оценка другими людьми, занимающими разный статус по отношению к оцениваемому: сверху (руководителем), снизу (подчиненными). Часто бывает, что самооценка и оценка другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем дума­ют, как оценивают и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй " кит" в социальной структуре группы - професси­онально-квалификационные характеристики. В них вклю­чается образование, профессия и уровень квалификации членов группы.

Третий " кит" - половозрастной состав группы. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать при формировании группы.

 

Особенности женской и мужской психологии также нак­ладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимо­отношений. Женские коллективы более эмоциональны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагма­тичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конф­ликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы на базе хорошего психологического климата.

Принято выделять следующие виды групп:

Случайно организованная группа (зрители в кино, члены экскурсионных групп и т. п. ) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосре­дуются только лично значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа с реально действующей организаци­онной структурой. Межличностные отношения подчинены достижению результата в определенном виде деятельности.

Корпораци я - группа, объединенная только внутренними цедями, не выходящими за ее рамки.

Коллектив - это организованная группа людей, объеднненных социально значимой целью и сложной динамикой  формальных и неформальных взаимоотношений.

Коллективы можно классифицировать по различным признакам: основной цели (производственные, спортивные, учебные, военные и т, д. ); размеру (большие и малые); их сложности (трех-, двух- и одноуровневые) и т. д.

Трудовой коллектив выполняет функции:

-целевая - это основная функция, то, ради чего органик1-

обслуживание населения, оказаниеуслуг и т. д. ).

 

 

- интегративная функция, связанная с процессом объеди­нении работником в единый сплоченный коллектив;

функция развития личности, заключающая в удовлетво­рении материальных и духовных потребностей работников;

- воспитательная функция, направленная на создание условий по усвоению каждым работником групповых норм поведения (проявление инициативы, ответственного отно­шения к груду, взаимопомощи и др. ).

Основными чертами полноценного коллектива являются:

- устойчивое взаимодействие, которое способствует проч­ности и стабильности существования коллектива;

- ярко выраженная однородность состава;

- высокая сплоченность на базе единых взглядов, устано­вок, позиций;

| четкая структура и организация;

- открытость для новых членов.

Выделяют четыре стадии развития коллектива, различа­ющиеся между собой уровнями социальной зрелости.

1. Первая стадия - стадия формирования коллектива; она связана ^ взаимным принятием работниками друг друга. Но­вички присматриваются к своим товарищам, совместно вы­рабатываются нормы делового взаимодействия. Однако в личных отношениях работники руководствуются собствен­ными нормами и правилами поведения.

2. Вторая стадия - стадия становления или выработки ре­шений. Как правило, на этой стадии не все члены коллектива принимают в этом равное участие. В этот период формиру­ется актив трудового коллектива, который состоит из более опытных работников. Они составляют ядро коллектива. Эти работники окончательно формируют групповые нормы поведения.

3. Третья стадия стадия идентификации. Она характеризуется формированием развитой мотивации работников,

 

постепенно усваивают групповые нормы поведения в кол лективе, идентифицируют (отождествляют) себя с ним. Эта Стадия определяет переход коллектива к зрелости.

4. Четвертая стадия - стадия зрелости коллектива. Она ха­рактеризуется тем, что внешний контроль работы членов коллектива полностью становится внутренним и превраща­ется в самоконтроль. Коллектив становится самоуправляе­мой организацией. У

В любом коллективе его члены вступают в определенные межличностные отношения. Содержание и характер взаи­модействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д. ) и особенностями выполняемой деятельности (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу). Отношения - это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представите­лями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями. Первый тип отношений приятно называть общественными, второй тип - межличностными отношениями.

Межличностные отношения - это система установок, ори­ентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди осуще­ствляют взаимное восприятие и взаимную оценку. Они включают в себя три элемента: познавательный, эмоциональ­ный и поведенческий.

Познавательный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

Эмоциональный элемент является ведущим. Он находи» свое выражений в эмоциональных переживаниях по поводу взаимосвязи между людьми. Эмоциональный элемент меня ется от позитивного к негативному.

Поведенческий элемент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из

 

партнеров нравится другому, поведение будет доброжела­тельным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен  то общение с ним будет затруднено.

Чаще всего (но не всегда! ) позитивные межличностные от­ношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негатив­ные межличностные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэто­му для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют.

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большее количест­во межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психи­ческими перегрузками и т. д. Благоприятной предпосыл­кой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного позна­ния. Во многом это обусловлено индивидуальными осо­бенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здо­ровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

 

Фактор пола проявляется в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. В межличностных отношениях женский стиль направлен на установление психологической близости с людьми. В дружеских женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружекие отношения у женщин менее устойчивы.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерик и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают в этом затруднения.

Внешние и физические недостатки, хронические заболевания, как правило, затрудняют формирование межличностных отношений.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер

 

Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет выбирать соответствую­ щий уровень межличностных отношений, корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка прив­ носит элементы высокомерия и снисходительности. Зани­ женная самооценка вынуждает человека подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению.

Можно также выделить личные качества, которые зат­рудняют развитие межличностных отношений. К ним от­носятся: самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство, тщеславие.

В рамках развития межличностных отношений целесооб­разно рассмотреть еще два социально-психологических явле­ния: аттракцию и межличностную совместимость.

Понятие аттракции тесно связанно с межличностной привлекательностью. Это своеобразная социальная уста­новка, в которой преобладает позитивный эмоциональ­ный компонент. Это процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствую­щих оптимизации их общения и деятельности. Межличност­ная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удов­летворенность совместным взаимодействием и его резуль­татом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии; Противоположный феномен совместимости - это несов­местимость, а чувства, вызываемые ею, - антипатия. Меж­личностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат.

 

В зависимости от содержания и характера этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных ин­дивидов, их сотрудничество или противодействие. Открывая друг другу разные стороны своей индивидуальности, люди строят новые межличностные взаимоотношения, которые, в свою очередь, во многом определяет перспективы их даль­нейшего общения и совместной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...