Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. БХУДЖАНГИНИ МУДРА. ("Змеиная печать")




25. БХУДЖАНГИНИ МУДРА

(" Змеиная печать" )

 

 

 

Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это БХУДЖАНГИНИ (змеиная) МУДРА. Она напоминает одно из очистительных упражнений (ВАТАСАРА-ДХАУТИ).

 

 

Все заболевания живота, какие только существуют, в особенности несварение желудка и т. п., все они в скором времени устраняются этой МУДРОЙ.

 

 

Эта глава о МУДРАХ отгоняет все (всякого рода) болезни и сообщает огонь пищеварения тому, кто их постоянно выполняет.

К нему не приходит ни старость, ни смерть, ни что-либо подобное, ни страх перед огнем, водой или воздухом.

 

 

Кашель, астма, увеличение селезенки, проказа и слизевые болезни двадцати видов несомненно устраняются посредством выполнения этих МУДР.

Последнее утверждение, как и все прочие, которые восхваляют МУДРЫ превыше всего, не являются, однако, лишь преувеличенными похвалами. Эти МУДРЫ охватывают всю технику ЙОГИ, от ее первой ступени (МАНТРА-ЙОГА) до самой высокой (РАДЖА-ЙОГА).

Мы хотим это показать и при этом обнаружить скрытый смысл этих упражнений в МУДРАХ.

Последовательность, в которой эти МУДРЫ здесь даны, не имеет взаимосвязи и поэтому позволяет возникнуть мысли, что как раз это бессвязное описание предназначено для того, чтобы скрыть тайну этих замечательных упражнений. Так как эти упражнения, прочтенные в приведенной последовательности, не позволяют предположить, что речь здесь идет о глубоком развитии, которое сразу станет отчетливым, как только мы рассмотрим отдельные МУДРЫ в определенной системе.

Мы начнем, по-видимому, с незначительной НАБХА МУДРЫ (1): йогин должен постоянно и в любом положении жизни, при любом занятии, на каждом шагу повторять МАНТРУ и держать язык кверху, у НАБХА, " неба". Этим самым он напоминает себе о том, что мысли его также должны быть направлены к " небу", т. к. там находится место познания истины (глаз Шивы, шишковидная железа) и где бы занимающийся не находился, где бы он не концентрировался — в сердце, в месте между бровями — он должен всегда помнить, что его самой возвышенной целью является открытие " третьего глаза", и что практически вся практика ЙОГИ должна быть пред-принята с этой целью.

Это начало практики — МАНТРА-ЙОГА.

Cогласно учению ЙОГИ, сознание (МАНАС) пребывает во время бодрствования в АДЖНА-ЧАКРА (в середине головы на уровне места между бровями) и в сердце во время сна. Переход сознания из сердца к МУЛАДХАРА-ЧАКРЕ может происходить автоматически посредством концентрации на какой-нибудь ЧАКРЕ (или может быть вызван намеренно) и занимающийся замечает это, чувствуя заметный жар в нижнем конце позвоночника, как будто бы " расплавленное золото" постепенно втекало в спинномозговой канал. Это переход к следующей ступени — ХАТХА-ЙОГЕ.

Далее следуют очистительные упражнения (ВАТАСАРА-ДХАУТИ и т. д. ), которые достигают своей наивысшей точки в БХУДЖАНГИНИ МУДРЕ (2) и МАТАНГИНИ МУДРЕ (3). Пище-варительный канал и носоглотка очищаются посредством КАКИ МУДРА (4).

Теперь идут телесные упражнения (АСАНЫ) — как квинтэссенция всех АСАН ПАШИНИ МУДРА (5), при которой бедренный сустав — сместе с головой, шеей и спиной — делаются подвижными и послушными, что имеет место во всех АСАНАХ. Затем следуют две важнейшие МУДРЫ — ВАДЖРОЛИ (6) (аналогичные ХАСТА ВРИКШАСАНА), т. е. " стойка на руках" и ВИПАРИТА-КАРАНИ (7), " стойка на голове" с концентрацией на пробуждении КУНДАЛИНИ — первая в качестве предварительного упражнения, последняя — как продолжительное возбуж-дение места над небом.

Затем, как подготовка, следует ТАДАГИ МУДРА (8) и как главное упражнение МАХА МУДРА (9) для проведения ПРАНЫ из ИДЫ или, соответственно, ПИНГАЛЫ в СУШУМНУ с целью пробудить КУНДАЛИНИ. Этому упражнению предшествует АШВИНИ МУДРА (10). Когда сокращение и расслабление мышцы заднего прохода освоено, то оно сохраняется и соединяется с УДДИЯНА-БАНДХОЙ (11). Так возникает МУЛА-БАНДХА (12).

Когда она также освоена, то упражняются в другой комбинации — МУЛА-БАНДХА с ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХОЙ (13) — сокращение заднего прохода, соединенное с пригибанием шеи к груди. Так возникает МАХА-БАНДХА (14). Когда это сокращение заднего прохода по отдельности освоено, как совместно с сокращением диафрагмы (УДДИЯНА), так и совместно с прижиманием шеи к груди (ДЖАЛАНДХАРА), то делается попытка соединить обе эти МУДРЫ с МУЛА-БАНДХОЙ, Так достигается МАХА-ВЕДХА (15).

Когда освоена также и она, то йогин должен, вместо МУЛА-БАНДХИ, соединить АШВИНИ-МУДРУ с обеими БАНДХАМИ (УДДИЯНА и ДЖАЛАНДХАРА) с твердым намерением разбудить тем самым ШАКТИ — и таким образом имеет место ШАКТИЧАЛАНА МУДРА (16). Характеризующая ее связь между ПРАНОЙ и АПАНОЙ будет установлена посредством того, что вследствие прижимания шеи к груди, ПРАНА не сможет " улетучиться" вверх, а благодаря сокращению диафрагмы АПАНА не сможет " улетучиться" вниз. Тогда взлетает " Великая птица" КУНДАЛИНИ вверх по каналу СУШУМНА.

То, что здесь не идет речь только о подтягивании диафрагмы вверх, доказывает следующий текст из " ПАРАМЕШВАРА-ТАНТРЫ", в котором УДДИЯНА-БАНДХА представлена в своем скрытом аспекте:

 

" … Сначала ты должен во время вдоха направить мысли в МУЛАДХАРУ, Там между задним проходом и половым органом находится плотина — ее должен ты возбудить посредством сокра-щения. Представляй себе, что КАМА-ВАЙЮ проходит через эту плотину в образе БАНДХУКА (посредством ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРА) сияя, как десять миллионов солнц, и однако, прохладный, как десять миллионов лун. Поверх него представь себе тонкое пестрое остроконечное пламя (см. стихи 70–71), которое вместе с тобой самим представляет одно целое. Теперь это остроконечное пламя посредством трех ЛИНГ (узлов) друг за другом идет по пути к БРАХМАНУ (САХАСРАРА). "

 

КУНДАЛИНИ-ШАКТИ пробуждается и начинает подниматься по спинномозговому каналу. Это обнаруживается посредством возрастающего жара в позвоночнике, потому что " остроконечное пламя" приходит в движение. Тем самым начинается ЛАЙЯ-ЙОГА, третий раздел обще-го пути, который начинается посредством ЙОНИ МУДРЫ (17). Она является квинтэссенцией ЛАЙЯ-ЙОГИ и вообще каждой ЙОГИ.

Под другими именами она известна как КРИЙЯ-ЙОГА у Парамахамсы Йогананды и как ЧАКРА-БХЕДА (" Проникновение ЧАКР" ) в КУНДАЛИНИ-ЙОГЕ. Последняя ведь является ничем иным, как ЙОНИ МУДРОЙ, независимо от того, занимаются ли сознательно отдельными ЧАКРАМИ или же это происходит автоматически, само собой.

Как повторение МАНТРЫ в МАНТРА-ЙОГЕ и ПРАНАЯМЫ в ХАТХА-ЙОГЕ, так ХАРАНА (концентрация мысли) является главным упражнением в ЛАЙЯ-ЙОГЕ. Эта ДХАРАНА состоит из пятикратного овладения отдельными ЧАКРАМИ с их ТАТТВАМИ (формами эфира) — ПРИТХИВИ (18), АМБХАСИ (19), АГНИ (20), ВАЙАВИ (21) и АКАША (22).

Эти пять ДХАРАН образуют лишь первую часть ЙОНИ МУДРЫ. Вторая и высшая часть ее начинается овладением шестой ЧАКРЫ (АДЖНА) с шестой стихией (мыслительное начало или МАНАС-ТАТТВА). Это ведет также к высшей ступени ЙОГИ, к РАДЖА-ЙОГЕ.

Здесь медитация (ДХЬЯНА) является главным упражнением. Но так как каждая совершенная медитация означает выполнение ступеней, то она должна в себя включать основные элементы всех предшествующих ступеней. Таким образом, правильная медитация обязательно включает в себя БХАВА (представление) — элемент МАНТРА-ЙОГИ, ХА-ТХА (соединение вдоха и выдоха) — элемент ХАТХА-ЙОГИ, ЛАЙЯ (растворение мыслей в концентрации) и, наконец, САМЬ-ЯМА (погружение) — элемент РАДЖА-ЙОГИ.

БХАВА-элемент вызывается упражнением ТРАТАКА, причем глаза фиксируют предмет (картину, символ) и вызывают эйдетическое представление о предмете созерцания. Если при этом закрыть глаза, то представление предмета переносится ВОВНУТРЬ головы, точно вместо, где находится гипофиз, а затем в то место, где находится " третий глаз" (шишковидная железа). Это место " третьего глаза" (ДЖНЯНА ЧАКШУС, " глаз мудрости" ) ощущается совсем отчетливо, если в течение некоторого времени, не мигая, с открытыми глазами смотреть на некоторый предмет и затем с закрытыми глазами представить себе этот предмет на высоте бровей, как если бы вы действительно имели " третий глаз" между бровями.

Настоящий " третий глаз" находится в центре головы, где после этой ТРАТАКИ ощущается почти болезненное давление. С другой стороны можно следующим образом проверить, верно ли найдено место: если сосредоточиться на середине отрезка между кончиками ушей, то чувствуется как если бы глаза спереди были направлены на середину отрезка, соединяющего брови.

Это одна из великих тайн ЙОГИ — движение сознания в пространстве между " третьим глазом" (шишковидной железой) с одной стороны, и местом между бровями с другой стороны. Это пространство в ЙОГЕ называется КХА, и движение (ЧАРА) сознания означает поэтому низшую ступень понятия КХЕЧАРА.

Чтобы ощущение " третьего глаза" можно было вызвать легче и быстрее, нужно применять МАНДУКИ МУДРУ (23), при которой корень языка давит на мягкое небо, надо концентрироваться на этом месте, посредством чего, это ощущение переносится кверху, и мы само собой, приходим через гипофиз (АДЖНА-ЧАКРА) к шишковидной железе (ДЖНЯНА-ЧАКШУС). При этом должно развивать непрерывное дыхание (КЕВАЛИ), как связь вдоха (ХА) с выдохом (ТХА), т. е. ХАТХА- элемент.

Если теперь ощущение места над мягким нёбом посредством только одного упражнения ТРАТАКА или даже посредством концентрации воли устанавливается, то начинается вторая часть ТРАТАКИ — концентрация (ДХАРАНА) в этом месте на предмете.

Она теперь является ЛАЙЯ-элементом и наступает автоматически КЕВАЛИ. Так возникает САМБХАВИ МУДРА (24), шестая концентрационная МУДРА, с БИДЖА " ОМ" (АУМ) и богом Самбху, МАНАС-ТАТТВОЙ, господствующей в АДЖНА-ЧАКРЕ или гипофизе. Сознание должно прикрепиться к АДЖНА-ЧАКРЕ и прийти к растворению (ЛАЙЯ). Тем самым устанавливается следующая ступень — медитация (ДХЬЯНА), её последняя ступень, которая характеризует РАДЖА-элемент. Дыхание становится всё незаметнее , чувство давления в ЧАКРЕ исчезает и вместе с ним также жар, но появляется новый признак — видения (ДАРШАНА). Они приходят всегда только в момент растворения (ЛАЙЯ) дыхания (ПРАНЫ) и сознания МАНАС).

" ШАТЧАКРАНИРУПАНА" (стихи 36–37), классический тантрический труд о проникновении ЧАКР (ЧАКРАБХЕДА), описывает это очень точно:

 

" Когда йогин свое внутреннее место сознания отключает от опоры (на внешний мир) и приводит его к растворению, то он видит в этом месте сильные блестящие искры. Он видит также горящее пламя , которое подобно лучезарному молодому Солнцу, светит между Землей и небом. "

 

Когда приходит видение пламени, то оно указывает на последний раздел практики, на знаменитую КХЕЧАРИ МУДРУ (25), высшую из всех. Снизу поднимается язык пламени, поднимается через единственное отверстие в основании черепа (место между мягким нёбом и глоткой не является отверстием) к продолговатому мозгу вдоль турецкого седла (седла туркина) вплоть до гипофиза (АДЖНА-ЧАКРА). Отсюда он должен следовать кратчайшим путем к шишковидной железе (САХАСРАРА ПАДМА). Так странствует этот (пламенный) язык и вместе с ним сознание ведет свой путь в КХА (КХЕЧАРИ). Тем самым выполняется величайшая тайна ЙОГИ:

Объединение ХА (индивидуальной души) с ТХА (Шивой, Высочайшим Всеблаженным Богом).

Как же выполняется КХЕЧАРИ МУДРА? Эта важнейшая из всех МУДР имеет три формы:

а) в её низшей форме язык входит в отверстие нёба, йогин впадает в транс и его тонкоматериальное тело выходит из физического тела и " странствует в КХА", т. е. в астральном свете;

б) в своей более высокой форме наблюдается КХА (" небо" ). Это небо не находится вовне, оно находится в самом теле, поверх нёба — вся сфера между бровями и малым мозгом является этим КХА.

Тайная формула гласит: " ОМ! Облака (моего сознания) прогоняют посредством правильного напряжения и наблюдается небо для достижения (само)обладания, " " Облака сознания", суть мысли, — они должны быть сосредоточены на одной точке (на предмете). Тем самым они отходят друг от друга и " небо" становится ясным, в это небо теперь следует смотреть. Чудесные видения становятся уделом такого наблюдателя. Замечательные картины (см. комментарии Вивекананды к " ЙОГА-СУТРЕ" ), сцены и незнакомые события, события из собственной жизни, движутся и освещены, появляются сами собой ответы на внезапно и непосредственно заданные мысленно вопросы и проблемы, лица, существа, окруженные лучистым светом, внезапно появляются перед закрытыми глазами и медленно угасают, как выключенные лампочки накаливания, — затем ясно светящее, вспыхивающее пламя и в заключение истинные картины из других миров (при этом сознание выходит из физического тела в тонкое), или из этой жизни, из будущего, настоящего или прошлого, из хроники АКАШИ (каждое событие оставляет в астральном свете (АКАША) своё точное отражение, которое вечно и неизменно), — одним словом, познание мира, как он есть;

в) в своей наивысшей форме КХЕЧАРИ является жизнью (ЧАРАНА) в БРАХМАНЕ (КХА), так как КХА означает также " БРАХМАН", Всевышний, Абсолютное. Таким образом КХЕЧАРИ МУДРА, как " седьмая концентрация", ведет к соединению ШИВЫ с ШАКТИ, ДЖИВЫ (души) и ПАРАМАТМЫ (Всеобщего духа), к самой священной и возвышенной " унис мастика" (мистическому соединению), к духовному союзу, который означает индийская " ЙОГА".

Так осуществляется важнейший и большей частью тайно совершающийся праздник в Индии — Знаменитый праздник КУМБХА-МЕЛА. Согласно индийским верованиям каждый купающийся в священной воде Ганга должен очистится от всех своих грехов. Это священное купание должно происходить в определенных местах Ганга. И именно, при слиянии трех священных рек — Ганга, Ямуны и Сарасвати. Главным образом, это омовение должно происходить каждые 12 лет во время великого праздника КУМБХА-МЕЛА.

Как говорится в " АМРИТАСИДДХИ":

 

Течет между Гангом и Ямуной

Поток Сарасвати.

Неверующий, который у слияния обеих купался,

Должен пойти по Высокому пути.

 

Теперь обе реки, Ганг и Ямуна, сливаются в нынешнем Аллахабаде и поэтому при каждой КУМБХА-МЕЛА в Аллахабаде оказывается огромное скопление людей — миллионы и миллионы, причем иногда сотни людей в этой давке лишаются жизни. В 1954 году при праздновании КУМБХА-МЕЛЫ тысячи человек (женщин и детей) были задавлены насмерть. Но никто не знает точно, где подземный поток Сарасвати действительно сливается с обеими реками — и этим объясняется тот факт, что эти миллионы верующих никогда до конца не освободятся от своих грехов.

Почему они там должны очищаться от грехов? Является ли вода священного Ганга " священнее" или попросту чище, чем вода, скажем, из Иордана или какой-нибудь другой реки? Она имеет ту же самую химическую формулу (Н2О) и вдобавок некоторое число бацилл тифа, холеры, проказы, так как бедное индийское население, которое не в состоянии сжигать своих мертвецов, бросает трупы в воды Ганга и вовсе не заботится об опасности заражения других сограждан!

Конечно, мы не хотим пренебрегать чисто суггестивным действием веры, — но когда в конечном счете речь должна идти о вере , то вода, как таковая, не имеет ничего общего с этим явлением, тем более, — как мы дальше узнаём из текста, — эти три потока сливаются не в природе , а в нашем теле :

 

" Божественная Ямуна находится в ИДА-НАДИ,

Сарасвати в ПИНГАЛА-НАДИ,

Ганга пребывает в СУШУМНЕ.

Там существуют три слияния.

Они сливаются в половом базисе

И расходятся друг от друга в середину между бровями.

Поэтому существует соединение трех потоков (ТРИВЕНИ-ЙОГА).

Купание там приносит большую пользу. ”

 

Под тремя слияниями понимают ЧАКРЫ: МУЛАДХАРА, АНАХАТА и АДЖНА. Купание в этой священной воде означает погружение (растворение) ПРАНЫ (КУМБХА — прекращение процесса дыхания) и сознания (забвение себя) в медитацию, в состояние САМАДХИ, на этих узловых точках, особенно в высшей (АДЖНА-ЧАКРА) — подобно тому, как святое причастие в христианской церкви является напоминанием об окончательном и действительном соединении с Богом. По словам Христа: " В тот день вы узнаете, что Я есмь в Отце моем, и вы во Мне, и Я в вас. " (Евангелие от Иоанна, 16, 20).

Для этой КУМБХА-МЕЛА должно стать благоприятным прохождение Юпитера через определенное место (для каждого человека различное! ) один раз в 12 (точнее 11, 8) лет.

И миллионы верующих все еще пребывают в своем схоластическом фанатизме, точно также как с другой стороны, они не знают истинного смысла " проглатывания языка"! До каких же пор!

И теперь последний вопрос: каким образом йогин, который изучил эти МУДРЫ и овладел ими, победил старость и смерть?

Кроме чисто гигиенического значения очистительных и оздоравливающих упражнений, эта техника МУДР имеет совершенно особое действие — проникновение центров (ЧАКРА-БХЕДА) посредством КУНДАЛИНИ и открытие ЧАКР вследствие этого. Полностью распустившиеся и раскрывшиеся ЧАКРЫ являются совершенной связью между духовным тонким телом и физическим телом. Последнее нуждается для своей жизни и процветания в предыдущем, как в образце, прообразе, по которому отмирающие клетки постоянно заменяются новыми и таким образом осуществляется обмен веществ — метаболическое равновесие.

В молодом возрасте преобладает строительство новых клеток над распадом отмерших. В среднем возрасте метаболические (строительные) процессы и катаболические (разрушительные) процессы находятся в равновесии, и в преклонном возрасте распад клеток преобладает над строительством новых клеток. Теоретически человек мог бы продлить свою жизнь неограниченно, если бы ему это удалось, отвлекаясь от других причин разрушения тела, поддержать это метаболическое равновесие сколь угодно долго.

Задачу, установить это равновесие устойчиво и сохранить его, выполняет, так называемое, эфирное тело — более тонкая часть физического тела, которое является мостом к тонкому или астральному телу, и которое постоянно стремится устранить и соответственно компенсировать разрушительное действие времени и других причин на физическое тело. При этом эфирное тело возмещает отмирание клеток, создавая клетки по образцу этого астрального, неразрушимого тела, но в преклонном возрасте эфирное тело теряет эту способность, которая в известных границах доступна человеческой воле. С другой стороны — эфирное тело заботится о том, чтобы не очень много более тонких энергий переходило из астрального тела в физическое через каналы ЧАКР, и защищает таким образом последнее от давящей нагрузки этих энергий. Так постепенно закрываются эти каналы и физическое тело постепенно стареет и умирает.

Но, однако, если посредством могучего дыхания огненной КУНДАЛИНИ, ЧАКРЫ полностью открываются, то эта божественная энергия в полной мере течет через ставшие теперь свободными каналы, и таким образом возникает духовный обмен веществ. Уделом йогина является вечный космический круговорот божественных сил из вселенной, и поэтому так же его физическая оболочка полностью соответствует более тонкой — йогин не стареет, не умирает пока ему это угодно.

Его тело есть СВАЧХАНДА-ДЕХА (подчиненное его воле). Поэтому отныне он имеет власть над всеми первобытными веществами (стихиями) материи и может составные части своего тела преобразовывать по своему желанию, он даже может свой или чей-либо внешний вид сохранять в юношеском состоянии.

Так говорится в " ГАНДХАРВА-МАЛИКА":

 

" О Парвати, тот, кто ежедневно так упражняется, освобождается от старости, смерти и всякого бедствия, так же как и от уз бытия. Если ему будет угодно, то он не должен будет снова воплощаться. Он тогда станет вечно свободным. "

(НИТЬЯ-МУКТА).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...