Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. В. Климова. Детские сады дореволюционной Сибири




А. В. Климова

Барнаул, Алтайский государственный университет

ДЕТСКИЕ САДЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ СИБИРИ

На рубеже XIX–XX в. дошкольные учреждения не входили в систему народного просвещения и представляли собой сложную структуру. По признаку и форме финансирования они были либо платными частными, либо бесплатными народными. Первые открывались на средства благотворительных обществ и филантропических фондов для детей привилегированных сословий, и родители вносили значительную плату. Вторые (бесплатные) содержались за счёт благотворительности общественных организаций и частных лиц и обслуживали детей низших слоёв населения. Основная их задача заключалась не в воспитательной работе, а в призрении детей.

Название «детский сад», укоренившееся в России в последней трети XIX в., пришло из Германии. По мысли Фребеля, назначение детского сада — «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами».

В России в 60–90–х гг. XIX в. развитие промышленности и возросшая занятость женщин в производстве пробудили интерес педагогической общественности к зарубежным достижениям в области дошкольного воспитания. Особое внимание привлекла система Фребеля. С 60–х гг. XIX в. в России появляются первые платные детские сады для высшего и среднего сословия[409]. Первый детский сад как платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста был открыт в 1862 в Петербурге.

Первый детский сад в Восточной Сибири был открыт в Иркутске в 1869 г., шестью годами позже, в 1875 г. появился детский сад в Томске, где в роли учредителя детского сада выступил томский меценат П. И. Макушин. Он считал возможным использовать систему Фребеля не только для воспитания детей дошкольного возраста, но при обучении школьников, соединив в одном учреждении собственно детский сад и «элементарную школу»[410].

Были детские сады в России, превращавшиеся в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счёту, письму и иностранным языкам. Преждевременное обучение давало отрицательные результаты: поверхностно заучивался материал, дети переутомлялись, теряли интерес к ученью и школе. К категории таких дошкольных учреждений можно отнести детский сад г. Иркутска. В отчете о его деятельности прямо указывалось: «в программу детского сада входят все предметы приготовительной школы…дети больше учатся, чем играют»[411].

Несмотря на справедливость основных принципов системы Фребеля, детские сады имели многочисленных противников, как на Западе, так и в России. Педагог, редактор журнала «Детский сад» А. С. Симонович в 1896 г. в журнале «Вестник воспитания» писала: «У нас в России детские сады не привились. В столицах едва две–три сотни детей посещают детские сады, а в провинции они почти совсем отсутствуют. Кроме того, у нас последний, в большинстве случаев, стал не местом воспитания и свободного развития детей, которым учиться еще рано, а местом, где в облегченном виде преподаются предметы школьного обучения: чтение, письмо, счет и иностранный язык. Это совершенно искажает мысль, положенную в основу детского сада его основателем Фребелем.

Открывались бесплатные детские учреждения для детей беднейших слоев населения, но их число было незначительным. Первый бесплатный детский сад в России был открыт в 1866 г. для детей работниц Петербурга[412].

В конце XIX в. с ростом промышленности росло число женщин–работниц. Это обстоятельство очень сильно отразилось на судьбе их детей, в частности, приводило к большому росту безнадзорности, а иногда и смертности детей[413]. Средством решения проблемы считались ясли–приюты для грудных детей, а преддошкольного, дошкольного и раннего школьного возраста.

Первые ясли были открыты Петербургским обществом в 1889 г. при фабрике Богданова. В 1893 г. организовалось Санкт–Петербургское общество «Ясли», которое в 1894 г. открыло трое яслей–убежищ для детей работниц. В Сибири первый приют «Ясли» появился в Томске в 1893 г. Он был открыт приходским попечительством при Христорождественской церкви на частные пожертвования для дневного пребывания детей[414]. Дети принимались от 1 месяца до 6 лет[415]. За каждого ребёнка взималась плата в день зимой 5 и летом до 10 копеек, бедные дети призревались бесплатно[416]. Приют не только помогал беднейшим жителям воспитывать детей, но и ставил целью показать матерям наглядный пример правильного ухода за детьми[417].

Условия для содержания детей в приюте оставляли желать лучшего. Во–первых, приют был переполнен, во–вторых, в помещении не было ни ванной, ни изоляционной комнаты на случай болезни детей, ни тёплого клозета, ни кладовых для хранения белья и платья детей, ни прачечной[418]. В связи, с чем предполагалось открыть не менее трёх отделений «Яслей» на окраине города. Однако за недостатком денежных средств было открыто всего лишь одно, в 1904 г., рассчитанное всего на 6–8 человек[419].

Несмотря на многочисленные трудности в организации, благоустройстве и содержании «Яслей», постоянном недостатке денежных средств, они всё же продолжали функционировать, благодаря пожертвованиям добрых людей. А польза «Яслей» была очевидна. Они облегчали, уходящим на работу родителям и в особенности матерям уход за детьми, борьбе с детской смертностью, с эпидемическими и заразными болезнями; воспитывали детей и популяризовали среди населения основы правильного воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста.

В целом же развитие дошкольных учреждений в России, а в Сибири и подавно, шло крайне медленно, число их было незначительным. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка–дошкольника в размере 1 коп. в год. К октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 – платные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...