Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. В. Шелковина. Роль институций и преемственности в искусстве как ограничивающие факторы для становления женской субъективности




А. В. Шелковина

Харьков (Украина), Харьковский нац. университет им. В. Н. Каразина

РОЛЬ ИНСТИТУЦИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ КАК ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ

В тексте Линды Нохли «Почему не было великих художниц? » (1971) говорится об огромном количестве сомнительных ответов на этот вопрос, основной из которых заключается в том, что институциональные ограничения основывались и продолжают основываться на стереотипе о том, что женщины не обладают гениальностью и самостью, которые необходимы для творения. Таким образом, мужчина может желать быть творцом и, следовательно, являться им, а женщине это недоступно. Кроме этого, как мужская характеристика выступает – гениальность. Она не подлежит критике и непостижимым образом олицетворяется в персоне «Великиго Художника».

Исторически укоренившаяся в сознании человечества роль женщины как репродуктивного аппарата и обслуживающего персонала мужчины закрыла для женщины вход в мир высокого искусства, ограничивая деятельностью ремесленника, если это позволит муж и/или отец. Искусство не является свободной деятельностью сверходаренной личности. Личность и деятельность художника являются частью социальной структуры.

Рассмотрим более подробно вопрос о художественном образовании и причинах исключения из него женщин. После того как женщин допустили к образовательному процессу, они столкнулись с проблемой недопущения их к обнаженной натуре в силу догматичности социальных институтов. Зная, сколь огромное значение занимало и занимает в наше время в академическом образовании рисование живой обнаженной натуры, можно с уверенностью утверждать, что лишение студентки основной и завершающей стадии образования, в сущности, лишало ее возможности создавать значительные произведения искусства. Таким образом, после долгого отсутствия женщины в образовательной системе ей предлагали удовлетворится малым: либо заняться художественным ремеслом роспись и создание текстиля, керамики, либо «малыми» жанрами станковой живописи: портретами, жанровыми сценами, пейзажами или натюрмортами.

Кроме этого можно отметить, что эта проблема вела к ограничению доступа женщин к великим художественным академиям, таких как Школа изящных искусств в Париже либо Петербургская академия художеств.

Те женщины, которым удавалось и удается в наши дни допиваться успеха, как в искусстве, так и строить любую другую карьеру в мужском обществе необходимо обладать новаторским складом ума, организационными способностями, бунтарским духом (в целом, наличие качеств традиционно предписывающихся мужчинам) и наличием ряда связей к которым относятся либо семейная традиция, где дочь художника продолжает заниматься его делом, либо тесные личные отношения с более крупными или более властными художниками – мужчинами.

Подобная тенденция сохраняется и сейчас, девушкам по–прежнему рекомендуют женские специальности в художественных вузах при этом на ее талант рассматривается, но как некое дополнение к ее половой принадлежности. Если же женщина попадает на «мужскую» специальность к ней могут относиться, либо снисходительно, поскольку не повезло родиться мужчиной пусть занимается как может, либо наоборот слишком требовательно, когда женщине приходится постоянно доказывать свою полноправность в мужском обществе. Причем эта тенденция во многом зависит от того, насколько девушка радует взгляд мужчины и проявляет свою беззащитность, женственность либо напротив, проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении профессией. Стоит отметить, что мужчинам желающим получить творческую профессию так же приходится бороться с рядом стереотипов, они не встречают противоборства со стороны официальных институтов, это борьба разворачивается в семейной среде и с точкой зрения общественного восприятия. Если среди родственников отсутствуют добившиеся успеха на поприще художественной деятельности, то выбор мальчик будет всячески порицаться как несерьезный для «настоящего» мужчины, который должен занимать делом, выбор которого зависит от социальной среды мужчины. В любом случае это дело должно приносить реальный и стабильный доход для содержания себя и семьи. Тaким, образом субъект любой идентичности в искусстве принимает положение маргинала в традиционном обществе.

Стоит отметить, что во многом женщины сами создают основу для восприятия их творчества как ущербного вследствие поиска женской идентичности и несколько искаженного восприятия искусства как выражения личного эмоционального опыта. Произведения искусства созданного женщинами зачастую несут в себе перенос личных переживаний тоски, одиночества на визуальный язык. Искусство почти никогда таким переводом не бывает, а великое искусство вообще никогда. Для многих женщин факт высказывания вслух своих страданий есть момент истины. Он связан с катарсисом, индивидуальным и коллективным. Люси Иригарэ связывает такую потребность женщин с терапевтическим эффектом, моментом высвобождения тела и предоставлением возможности начать новый отсчет времени. Так же автор связывает «женское искусство» с масками греческих трагедий, полностью отданных на волю року. Одни из них чрезмерно прикрыты своей женской сущности, другие, напротив, чрезмерно обнажены. Так можно сопоставить искусство, произведенное женщинами в Европе и Америки. Первые стремятся к приватному поиску идентичности, а вторые продвинуть на рынке свое искусство. Представительницы США ведут более радикальную деятельность, объединяясь в группы, ведут борьбу против так называемого «отцовского» и институционального искусства. В этих действиях, на наш взгляд, необходимо избавится от желания вызвать жалость к себе, необходимо интеллектуально подойти к решению вопроса о месте женщины в искусстве, для этого необходим переход к обществу, которое будет воспринимать равенство как естественное положение.

Институт семьи, образовательные учреждения, классовое происхождение являются рычагами власти, которые совершают постоянное наблюдение за нормативностью или не нормативностью индивида и предопределяют его выбор. Таким образом, в процессе становления женской субъективности в искусстве частное тесно переплетено с общественным. Становление женской субъективности в таких условиях стало возможным только после смены традиционной парадигмы в философии и либерализации общественных отношений, которые повлияли на частную жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...