Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. С. Ходнев. История в журналах для женщин в новом контексте российской повседневности




А. С. Ходнев

Ярославль, Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского

ИСТОРИЯ В ЖУРНАЛАХ ДЛЯ ЖЕНЩИН В НОВОМ КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Положение в социально–культурных практиках чтения критически изменилось с началом в 1992 году рыночных реформ. Возник совершенно новый контекст повседневности, который социологи определили как «понижающая» и «упрощающая» адаптация к жизни[578]. Это проявилось, прежде всего, в одомашнивании досуга и обеднении его структуры. Для подавляющего большинства жителей России свободное от работы и домашних дел время было занято просмотром телевизионных программ.

Несмотря на драматические перемены в повседневных интересах населения и мотивах поведения в условиях рынка, как показали опросы социологов Левада–Центра, чтение остается в современной России инструментом первичной социализации и обучения самым общим навыкам городской цивилизации. Нынешнюю российскую социально–политическую реальность характеризуют как искусственную. Ей свойственна «симулятивность, постановочность, отчетно–выборный характер», или «ЭКСПО–культура»[579]. Повышенный интерес к популярным и глянцевым журналам по истории стал заметным феноменом в последние 15–20 лет в Европе и других регионах мира. Количество и тиражи этих изданий постоянно увеличивались.

В качестве примера издания для женщин, содержащего тексты по истории был выбран «Караван историй». Журнал «Караван историй» издается с 1998 г. и рассматривается специалистами в области российских СМИ как уникальный по всей успешности проект. Журнал издает компания «Семь дней», являющаяся частью холдинга «Газпром Медиа». Выходит двенадцать номеров в год. Журнал печатается в Финляндии, и качество полиграфии высокое. При достаточно большом объеме в 360 страниц и немалой цене, тираж издания достигает 350 тыс. экз. по данным мониторинга российских СМИ с декабря 2004 по апрель 2005 г. аудитория каждого номера «Каравана» составляла 1982, 3 тыс. человек, или 3, 5% взрослого населения. Аудитория одного номера журнала может достигать и 3 917 000 человек. Среди читателей 80% принадлежат к обеспеченной группе населения, основная масса имела возраст 25–44 года, женщины составляли большинство, а мужчин среди них было 23%[580]. Публикации по истории занимали от одной трети до половины текстов.

Были обследованы годовые комплекты журнала «Караван историй» за 2005–2009 гг. Цель изучения – сравнение тематики журналов по трем категориям, часто применяемым в истории для формулирования тем исторических исследований, а также в преподавании истории при построении больших курсов: место/регион (континент, страна), время (эпоха), исторический сюжет/тема. Все три категории являются традиционными мега вопросами, которые служат своего рода точками выбора интереса в истории, как профессиональными историками, так и читателями.

Категория «место» в журнале «Караван историй» была представлена следующими данными: Россия – 34%, Восточная Европа – 20%, Америка – 11%, Западная Европа – 11%, Германия – 7%, Англия – 3%.

Следовательно, в публикациях исторических текстов основное внимание уделено Европе, она лидирует с большим отрывом от Азии и Америки. Африка совсем не представлена на страницах изданий. Из «европейских» сюжетов большее предпочтение отдается России и Восточной Европе.

Не менее любопытен подсчет повторяемости сюжетов по категории «время/эпоха». В журнале «Караван историй» отмечена следующая повторяемость эпох в публикациях по истории: история XX века – 45%, история XIX века – 35%, история XVIII века – 10%, история XVII века – 2, 5%, история XVI века – 2. 5%, средневековая история – 2, 5%, история древнего Рима – 2, 5%.

Заметна тенденция интереса в популярных публикациях к истории «близких» к современности XX и XIX веков. По категории «исторический сюжет/тема» публикации в «Караване историй» расположились в следующей последовательности: биографии и история личностей – 82%, история государства – 8%, политическая история – 6%, история войн – 2%, история религий – 2%. На основе приведенных данных можно выделить общие черты и особенности издания. «Караван историй» уделяет много внимания историческим личностям. Это примета глянца, гламура. Авторы стремятся акцентировать внимание читателей на том, что исторические личности могли вести простой образ жизни. Например, в очерке об отношениях В. Нелидовой и Николая I подчеркивается, что русский царь ест простые щи и гречневую кашу, накрывается шинелью, когда спит и т. д. [581]. В этих сюжетах и описаниях можно обнаружить простое послание: известные люди из других эпох такие же, как и герои современного мира, такие же, как и сами читатели, и можно сделать один шаг до этого положения.

Разумеется, что ветры перемен в исторической науке, жаркие споры историков о том, какой должна быть история завтра – все это совсем не интересует читателя популярных журналов. При исследовании нескольких десятков публикаций в «Караване историй» не удалось выявить специфику аргументации в исторических текстах. Ее, просто, не было. «Караван» предлагал читателю истории о замечательных людях, в которых с большой вероятностью присутствовали следующие мотивы: успех, особенности воспитания и образования, работа, карьера, женская мужская тема, любовь, разлука.

Что же привлекает читателя в этих текстах? Скорее всего, это интерес, возникающий при чтении как проявление банального любопытства, который удовлетворяется обилием мотивов личной жизни героев публикаций.

Меньшей притягательной силой обладают сюжеты политической истории, истории государства, истории войн. Однако отметим, что военная тематика указанных журналов очень сильно отличается от конструкций, которые принято считать официальными, или обсуждаемыми в среде профессиональных историков. В материалах популярных журналов присутствует больше людских трагедий (в адаптированной форме), чем громких побед, вокруг которых политики пытаются сегодня выстраивать «позитивную» идентичность общества. Известно, что в России существует особое отношение к победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Между тем, тексты на военные темы в популярных журналах рассказывают и о других событиях: Первой мировой войне, войнах XIX в. и др.

Популярные массовые журналы могут существенно влиять на коллективную историческую память, а также приносить в классы и университетские аудитории идеи упрощенной истории. Исследование этих изданий историками важно с точки зрения ответа на вопрос, какую историю читатели выбирают на рынке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...