Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 14. Культура устной речи. Критерии культуры речи.




Речь правильная - речь человека, соблюдающего все нормы литературного языка — правила произношения, правила словоупотребления, грамматические и стилистические нормы; речь точная - речь человека, умеющего ясно мыслить, знающего предмет речи и семантику слов, имеющего достаточные речевые навыки; речь выразительная - речь человека, вызывающая и поддерживающая внимание и интерес у слушателя или читателя; речь богатая - речь человека, отличающаяся разнообразием средств выражения мысли, не допускающая лексической и другой избыточности; речь чистая - речь человека, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; речь логичная - речь человека, имеющая последовательную структуру, где одна мысль свободно вытекает из другой и где ясно улавливается главное и второстепенное.

Правильность речи - это соблюдение норм литературного языка. Оценка вариантов нормы при этом категоричны и определенны: правильно — неправильно, по-русски - не по-русски, допустимо -недопустимо, допустимо и то и другое. Например, неправильно "одел пальто" (вместо "надел пальто") допустимо "в цехе" и "в цеху", "договор" и "договор". Литературные нормы в этом случае воспринимаются как "идеал", "образец".

Речевое мастерство в отличие от правильности речи - это не только обязательное следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов наиболее точный, уместный, выразительный и т.п. Это вторая, высшая, ступень освоения литературного языка относится к культуре речи в собственном смысле. Оценки вариантов нормы на уровне собственно культуры речи таковы: лучше-хуже; точнее, уместнее, вернее, яснее. Например: лучше сказать "я смог", чем "я сумел сделать что-нибудь" (о физической возможности, а не об умении).

Речевое мастерство предполагает достаточный уровень общей культуры человека, сознательную привязанность к языку, культуре мышления.

К правильной речи предъявляется множество требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности.

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, речевая избыточность могут присутствовать даже в неинформативной фразе.

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Согласно ему не могут быть истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятий, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

3. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события.

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., – около 250 тысяч слов. А сколько еще слов пришло в наш язык с того времени!

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, становится речью. Речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы.

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех ярусах языка требуется соблюдение нормы. За норму принимают наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющих свою функцию языковых (речевых) вариантов.

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Каким образом можно сделать речь более образной?

1. Употреблением слов в переносном значении.

2. Употреблением эпитетов – красочных определений, выраженных прилагательными.

3. Использованием образных сравнений.

Произносительные нормы языка изучает орфоэпия, которая представляет собой "совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке". /Р.И.Аванесов, Русское литературное произношение, М.: Просвещение, 1984, с. 13/. объектом орфоэпии является произношение и ударение, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые в должной мере на письме. Отклонения от литературного произношения также мешает языковому общению, как и неграмотное письмо.

В литературном языке выделяются нормы произношения двух видов: объективные и субъективные. Нормы, имеющие объективный характер, диктуются фонологической системой языка и закономерностями ее реализации в речи. Нарушение этих норм является нарушением законов фонологической системы - поскольку фонологическая система диктует только одну возможности реализации нормы. Нормы субъективного характера устанавливаются общественной языковой практикой, обществом, людьми. В этом случае фонологическая система разрешает не одну, а две или несколько возможностей реализации, т.е. несколько вариантов произношения. При наличии вариантов произношения один из них признается нормативным, а другой оценивается как допустимый или определяется как нелитературный /просторечный/.

Разноместность ударения служит причиной существования в языке различного рода вариантов.

1. Лексические варианты различают слова по смыслу: переводные картинки - переводный роман, переходный возраст -переходной мост, разводной ключ - разводный процесс.

2. Грамматические варианты различают формы одного и того же слова: нет адреса /родительный падеж единственного числа/ -домашние адреса /множественное число/, родные сестры /множественное число/ - подруга сестры /родительный падеж единственного числа/; насыпать сахару /совершенный вид/ - насыпать постепенно 'несовершенный вид/, носите передачу /настоящее время/ -носите почаще /повелительная форма/.

3. Лексико-грамматическое варианты различают части речи: гости пришли /существительное множественного числа/ - гости у них еще /глагол в форме повелительного наклонения/ - ехать верхом на коне /наречие/ - пройти верхом /существительное в творительном падеже/, прийти вовремя /наречие/ - во время каникул /существительное с предлогом/, подойти вплотную /наречие/ - в плотную ткань /имя прилагательное с предлогом/.

4. Стилистические варианты разграничивают слова
литературные и нелитературные /просторечные, диалектные,
профессионализмы, устаревшие и пр./ Например: буржуаз и я -
буржу а зия /устар./, д а ришь - дар и шь /устар./; ср. также: задан а,
отнят а, продан а и зад а на, о тнята, пр о дана /разг./; молод е ц, дев и ца и
м о лодец, д е вица /фольклорн., народно-поэтическ./; доб ы ча, килом е тр,
шасс и и д о быча, кил о метр, ш а сси /профессиональн./; з а суха, полож и л,
облегч и л и зас у ха, пол о жил, обл е гчил /диалектн./; хоз я ева, св ё кла,
ср е дства и хозяев а, свекл а, средств а /просторечн./. Все примеры
отклонений от литературной нормы считаются неправильными.

5. Равноправные варианты с точки зрения правильности
признаются одинаковыми, но предпочтительнее ударение в первых
словах сопоставляемых пар: м ы шление - мышл е ние, наперег о нки -
наперегонк и, тв о рог - твор о г, и наче - ин а че, зарж а веть - заржав е ть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...