Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №10. Научная речь и язык моей специальности. Композиционно-смысловая структура научного текста.




Цель занятия: Дать понятие окомпозиционно-смысловой структуре научного текста.

План занятия: 1.План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания.

2. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс.

 

Композиционно-смысловая структура научного текста
Композиционно-смысловая структура научного текста может быть представлена как: План развернутого содержанияØ План свернутого, сжатого содержанияØ.

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Названные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложением и иллюстрациями.

План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.
Введение – это сформулированные проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения. Автор формулирует новое знание, что и определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.
Основная часть посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений работы, выраженных во введении в общем виде. В начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной же части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны и ценности, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.
Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов.
План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

 

Для составления конспекта рекомендуется прочитать текст не менее 2 - 3 раз. Передача содержания материала должна обладать ясностью, краткостью, стройностью и логичностью изложения.

 

Виды конспектов:

1. Плановый (краткая запись текста в виде плана, включая развёрнутый ответ на каждый пункт плана)

2. Концептуальный (краткая запись основных мыслей текста)

Концептуальный ¥ концепция: 1. система взглядов; 2. основная мысль.

3. Тематический (краткая запись, взятая из разных источников по одной теме, может быть реферат)

4. Свободный (запись основных положений своими словами, т.е. свободные выписки)

По объему перерабатываемых источников выделяют конспекты подробные, краткие и смешанные. По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические, составленные по одному источнику, и сводные (обзорные), составленные по нескольким источникам на одну тему.

Для составления конспекта необходимо: а) прочитать текст несколько раз, составить вопросы и ответы на них; б) провести смысловой анализ текста, понять текст; в) составить план будущего конспекта; г) отобрать информацию, которая будет включена в конспект; д) переформулировать информацию в более емкую форму; е) записать переформулированную информацию.

Отбор информации для конспекта производится на базе глубокого осмысления содержания научного текста. Элементы текста переформулируются в обобщенную форму. Возможна перекомпоновка отдельных частей текста. В процессе переформулировки используется цитирование.

 

Тема №11. Научные достижения ученых нашего университета: учеба и увлечение. Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций.

Цель занятия: Дать понятиеовидах аннотаций. Научить студентов к аннотированию научных текстов.

План занятия: 1.Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей.

2. Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.

В научном стиле речи выделяются различные жанры: аннотация, реферат, резюме, рецензия/отзыв. Аннотация, реферат, резюме объединены общим свойством - вторичные источники информации, составленные на основе первоисточников. Рецензия и отзыв отличаются от данных жанров наличием оценки информации (содержания книги, статьи, фильма, спектакля и др.).

Аннотация- это краткая характеристика содержания книги, статьи, монографии и др. Имеет особую структуру и характерные речевые клише. Структура аннотации:

1) Вводная часть (указывается ФИО автора, название работы, количество страниц, год и место издания).

2) Основная часть (дается краткая характеристика содержания работы, ука­зывается основная проблема/основные вопросы, иногда отмечаются особенности структуры работы).

3) Заключительная часть (указывается адресат).

Задание 1: Запишите и запомните конструкции, необходимые для написания аннотации, обратите внимание на падежные формы слов. См. таблицу №1:

 

N/п Структура аннотации Опорные конструкции (клише), необходимые для написания аннотации
I 1.   2.   Вводная часть: указывается ФИО автора, название работы; указывается год и место издания, количество стра­ниц Автор статьи/книги/монографии.... Аннотация на статью/книгу.... М., 2004. Алматы, 2005. С. 120.  
II. 1. 2.     3. Основная часть: дается краткая характери­стика содержания работы, указывается основная проблема; описываются основные вопросы; характеризуются основные моменты рабо­ты;     иногда отмечаются особенности структуры рабо­ты     Статья/книга посвящена (чему?) теме, проблеме, излагается (о чем?)/рассматривается (что?)...; в статье/книге автор описыва-ет/характеризует/разбирает (что?)..., останавливается на вопросе (о чем?), останавливается на проблеме/проблемах (чего? каких?); в статье/книге дается обзор/описание/характеристика (чего?), анализируются вопросы (о чем? чего?); в статье/книге говорится/речь идет (о чем?); книга/статья/монография состоит из 2/3 частей/глав/параграфов и др.;имеются иллюстрации /таблицы/ схемы; представлены приложения.
III. 1.   Заключительная часть: Указывается адресат   Статья/книга/монография рассчитана (на кого?), адресуется/предназначается (кому?)...  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...