Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. О совершенстве. Глава первая




ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О СОВЕРШЕНСТВЕ

Глава первая

ПОНЯТИЕ СОВЕРШЕНСТВА В ЭТИКЕ

I. Понятие совершенства

«Совершенство» – одно из тех слов, которые понимает каждый, но мало кто задумывается об их смысле. Собствен­ный смысл слова можно обнаружить, если задуматься над его происхождением. А именно: «совершенство» произошло от латинского слова perfectio (завершение), а «совершен­ный» – от perfectus (завершённый). Оба эти слова образо­ваны от perficio, что означает «завершать», «доводить до конца». Следовательно, perfectio означает дословно «со­вершение», «окончание», «доведение до конца»; а perfectus означает то же, что «совершенный», «законченный», «окон­ченный» (в грамматике, например, perfectum переводится как «прошедшее время»).

«Словарь» Амвросия Калепино (изданный в 1626 г. ) приводит в качестве синонимов к perfectum следующие сло­ва: латинское ad exitum perductum, absolutum, английское performed, немецкое zum Ende gebracht, польское doskonalie, а к слову perfectio немецкое Vollendung и польское dokonanie.

Другие старинные словари дают в качестве синонимов к слову «совершенство» также слово integritas (безупреч­ность), а к слову «совершенный» – finitus, consummatus (определенный, совершенный). Новый «Полный латинский словарь» (Lexicon totius latinitatis, VII, 1945) указывает, что perfectus переводится как «абсолютный, завершенный», «законченный во всех своих частях». Слово integer, очень близкое по смыслу к слову «совершенство», означает то же, что и «целый», «полный», «без изъянов». Близко по смыслу также слово plenus (полный).

Многие современные языки переняли свои термины непо­средственно из латинского: французский parfait и perfection,

итальянский perfetto и perfezione, английский perfect, perfection. Русское прилагательное «совершенный» также означает не что иное, как «законченный». Такое же значе­ние имеет чешское слово skonalost, словацкое dokonaly, dokonalost. Польское слово doskonał y (совершенный) также происходит от слова dokonał y (законченный), и только прибавление буквы «s» в середине слова заслонило его про­исхождение.

Если не синонимом слова «совершенный», то очень близ­ким ему по смыслу является «превосходный» и его латин­ский аналог excellens. Г. Кнапский в своем «Польско-лати­но-греческом словаре», изданном в Кракове в 1623 г., дает в качестве синонимов perfectus слова: изысканный, превос­ходный, исключительный, наилучший (exquisitus, excellens, eximius, lectissimus). В старинных текстах слова совершен­ный и превосходный (perfectus et excellens) часто употреб­ляются вместе. А их польские аналоги в разговорной речи нередко употребляются как взаимозаменяемые, хотя все понимают, что они имеют разное значение.

Следует добавить: генеалогия слова «совершенство» ве­дется не только из латыни, но из еще более древнего грече­ского языка. Латинское слово perfectus было аналогом гре­ческого τ έ λ ε ο ς (законченность), очень важного для древних. Чаще всего этот греческий термин имел конкретные десиг­наты1: совершенство врача или флейтиста, совершенство комедии или совершенство общественного устройства. Точ­но так же и греческое слово τ ε λ ε ι ό τ η ς , (завершенность) не было еще отягощено таким абстрактным и суперлятивным смыслом, как perfectio и современное «совершенство». Чтобы избежать этих смысловых оттенков, в англоязычных стра­нах переводят этот греческий термин как completeness (за­конченность), а польская переводчица «Этики к Никомаху» Аристотеля Д. Тройская – не как «совершенство», а как «полнота» (zupeł noś ć ).

В Греции это слово было наивысшей похвалой: «Совер­шенное для всех желанное и всеблагое» (τ ό γ ε , τ έ λ ε ι ο ν … κ α ί τ ό π α ν τ ά π α σ ι ν α ̉ γ α θ ό ν ), – писал Платон2. А Аристотель говорил, что «все» (π α ̃ ν )и «совершенное» – это выражения, имеющие одно и то же значение. Платон связывал слово

1 Десигната – означаемое, содержательная сторона знака язы­кового, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной – означающим. – Прим. ред.

2 Платон. Соч. в 3-х томах, т. 3, ч. I, M., 1971, с. 78.

 

τ έ λ ε ο ς (совершенный) со cловом ί κ α ν ό ς (законченный). Ког­да-то слово «совершенный» употреблялось наряду со словами целый, весь, ‛ ό λ ο ς.

Термин «совершенный» употребляется в наше время в разных случаях.

A. Мы говорим о совершенстве реальных вещей, но и о совершенстве абстрактных конструкций, как, например, со­вершенный треугольник или совершенная дробь. Матема­тики говорят о совершенных числах.

Б. Мы говорим о совершенстве природы, но также, и даже чаще, о совершенстве произведений рук человеческих, когда они полностью соответствуют целям, ради которых были созданы: совершенная машина, совершенное оружие.

B. Мы говорим о совершенстве целого (совершенный че­ловек, совершенный часовой механизм, а в философии – совершенное бытие, жизнь), но также о совершенстве от­дельных частей, черт, как, например, особая цельность или гармоничность, свойственная некоторым людям. Так пони­мается совершенство стрелка, который всегда попадает в цель, и совершенство корректора, который не пропускает ни одной ошибки.

Г. Обычно мы говорим о совершенстве с одобрением (со­вершенный характер, совершенный образец, совершенная машина), но иногда также и для обозначения отрицательно­го качества, если оно выступает в преувеличенном виде. В этом смысле еще Аристотель писал о совершенном (закон­ченном) злодее, в средние века Дунc Скот о законченном клеветнике (perfectus calumniator) и обманщике (latro), а в новое время Ларошфуко о совершенном (законченном) не­годяе. Но и в современных языках (особенно во француз­ском) встречаются такие выражения, как «совершенный идиот», «совершенный дурак». Таким образом, совершенство всегда означает крайнюю степень, вершину: обычно верх чего-то, но иногда, в виде исключения, низ.

В разговорной речи название совершенных дается, в частности, следующим категориям предметов. Предметам, которые создаются с помощью техники для удовлетворения потребностей людей, как, например, ткацкие машины, поез­да. Но оно дается также и природным объектам, которые человек использует для удовлетворения своих потребно­стей, например лошадям и коровам, пшенице и свекле. Это

означает, что в разговорной речи данное слово употребляет­ся там, где предмет можно соотнести с целью, ради которой он был произведен.

Слова «совершенный» и «совершенство» обычно употреб­ляются и как научные термины: в математике и науках о природе, таких, как физика, химия, кристаллография. Они используются и в гуманитарных науках, хотя в современ­ных реже, а также в философии: в онтологии и теологии, этике и эстетике. В отдельные периоды они были основны­ми терминами в этих науках, в другие – почти исчезали. Одним из первоначальных вопросов данной проблемы был вопрос, является ли та или иная вещь совершенной. Однако в определенный момент возник также вопрос, яв­ляется ли совершенным мир в целом. Это был уже вопрос «метафизического» характера, когда то же самое понятие использовалось в далеком от практической жизни смысле.

Вот что можно сказать об этимологии, синонимах и обыч­ных способах употребления слова «совершенство».

«Совершенство» является понятием, значение которого с давних пор устанавливается относительно условно. Самая ранняя дефиниция, достаточно точная и учитывающая от­тенки понятия, известна со времен Аристотеля. Он дал ее в «Метафизике», в книге «Дельта», имеющей характер слова­ря. Там выделены три значения понятия или, скорее, три оттенка его значения, но, во всяком случае, три разных по­нятия совершенства.

A. Совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, «вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть»1. Согласно этой дефиниции, не будут, например, совершенными часы без пружины или с вынутым цифер­блатом.

Б. Совершенно то, «что является настолько хорошим, что по достоинствам и по ценности не может быть превзой­дено в своей области» 2.

B. Совершенно то, что «достигло хорошего конца»3, Первое из этих понятий совершенства содержится во

1 Аристотель. Соч., т. I. M., 1976, с. 169.

2 Там же.

3 Там же.

втором, поэтому два первых значения не были поводом для разногласий в его понимании. Ощутимой была разница меж­ду первыми двумя значениями и третьим, приводящая к двойственности понятия. Эту двойственность четко выразил Фома Аквинский, разделяя совершенство: когда предмет совершенен сам по себе, как он говорил, совершенен в своей субстанции, и когда предмет в совершенстве соответствует своей цели 1.

В течение веков многократно возобновлялись попытки определить совершенство; одни были похожи на аристоте­левскую дефиницию, другие в большей или меньшей степе­ни отличались от нее. Заслуживают особого внимания сле­дующие:

1. Совершенно то (согласно этимологии и наиболее ран­нему смыслу слова), что завершено, доведено до конца, а поэтому полно, к чему уже ничего нельзя добавить и вместе с тем от чего ничего нельзя отнять. Это – собственный смысл совершенства, о котором следует помнить, говоря о нем: совершенный = совершённый = доведенный до кон­ца = целиком законченный. В латинском варианте эта де­финиция звучит следующим образом: perfectum est ciu nihil deest2. Частично такое понимание имеется у Аристотеля, а именно в первой его дефиниции, а еще четче оно проявилось в «Физике». Эта формула совершенства длительное время была очень распространенной и поэтому позднее многократ­но повторялась схоластами (особенно Фомой Аквинским) и гуманистами эпохи Возрождения (например, Д. Барбаро).

2. Совершенно то, что выполняет все присущие ему функ­ции. Это определение дает К. Гален. «Пусть ни одна из присущих человеку способностей не остается без приме­нения», – писал он в работе «Об истощении» («Π ε ρ ί μ α ρ α σ μ ο υ ̃ », 375). Оно похоже на третью дефиницию Аристотеля. Затем один из вариантов такого определения сформулиро­вал Фома Аквинский: совершенно то, что достигает всего, к чему способно по своей природе, «природа – восприим­чива», отмечал он в сочинении «О потенции» («De potentia», 5, 12).

3. Совершенно то, что достигло своей цели. Эта мысль, сходная с третьей дефиницией Аристотеля, высказывалась позже многими мыслителями. Фома Аквинский писал:

1 См.: Thomas Aquinas. Summa theologiae, I q, 73 a,

2 «Совершенно то, в чем нет ничего недостающего».

«Говорят, что все совершенно в той мере, в которой оно до­стигает собственной цели, что есть высшее совершенство вещи»1.

4. Совершенно то, что просто, несложно. Так считали некоторые мыслители, об этом, в частности, писал Амвросий Калепино в сочинении «Об Исааке и душе» («De Isaac et anima», VII, PL 14, 524).

5. Совершенно то, что гармонично, построено согласно единому принципу. Это понимание типично для Возрожде­ния. В соответствии с ним художники эпохи Ренессанса считали совершенным образ круга и «как могли использова­ли его в своем искусстве.

6. Совершенно единство в разнообразии, согласие при различии мнений (consensus in varietate). Это определение исходит от X. Вольфа («Онтология», 1729, § 503) и было принято в его школе. В этом духе ученик Вольфа А. Баум­гартен определял совершенство как «согласие», «созвучие» (Zusammenstimmung).

Таковы главные определения, все остальные суть либо их варианты, либо менее удачны или важны исторически. Когда в XVII в. появились философские словари, они со­храняли верность традиционным определениям. Совершен­ство определялось как высшая степень того, чем вещь мо­жет быть: «сущее определяется в конечном счете наличием соответствующей ему степени безупречности и добротнос­ти», а иногда для его определения использовалось двойное отрицание: «совершенно то, у чего не отсутствует ничего из того, что составляет его суть»2.

Среди данных шести определений следовало бы выделить дефиниции и теорию. Дефинициями являются те, которые дают значение понятия «совершенный», а теориями – те, которые указывают на существенные черты предметов, оп­ределяемых как совершенные. Поэтому из перечисленных шести только три первые – дефиниции. Три последние суть теории и теории важные, имеющие широкое признание. Отсюда можно сделать вывод, что дефиниции были готовы уже у Аристотеля, в то время как теории возникали также и позже.

Из трех классических аристотелевских дефиниций две первые мало различаются между собой: они скорее разные

1 Thomas Aquinas. Summa theologiae, II-a, II-ae, qu, 184 a. 1.

2 Lexicon philosophicum, 1653, s. 814, 812.

формулы одной дефиниции, обе они противостоят третьей, И эта разница очень важна. Схоласты, в особенности Фома Аквинский, четко различали два вида совершенства. Первое появляется тогда, когда вещь совершенна сама по себе, «со­вершенна по своей субстанции», второе – когда она соот­ветствует своей цели1, то есть является совершенством на службе какой-то другой вещи. Книга М. Фосса «Идея со­вершенства в западном мире», едва ли не единственное в XX в. исследование понятия совершенства, содержит по­ложение, что «совершенство есть соответствие действитель­ности понятию о ней. Каждая вещь, которая оказывается соответствующей тому представлению, которое о ней имеет­ся, является совершенной»2. Конечно, это не дефиниция со­вершенства; в лучшем случае это – теория совершенства, причем субъективистская, доказывающая, что совершенство самих вещей является мнимым. Она возникла в наше время, и если раньше и высказывались такие идеи, то они не дошли до нас.

Варианты понятия совершенства были бы установлены уже две тысячи лет тому назад, если бы они не смешивались с другими, близкими им понятиями.

Во-первых, с понятием того, что является наилучшим, лучшим по сравнению с другими объектами, отличающимися от них. Собственное название этого понятия было не «совер­шенное» (perfectio), а «превосходное» (excellentia). Из си­нонимов, приводимых Кнапским, сюда относятся «превос­ходный», «наилучший» (excellens, lectissimus). В древности эти понятия часто употреблялись попарно и были взаимоза­меняемы. Однако эти две высокие оценки различаются весь­ма существенно: «превосходное» является выделением из многого, подразумевает сравнение, а «совершенное» сравне­ния не содержит, и если что-то признается совершенным, то само по себе, без сравнения с другим. Лейбниц, который много размышлял о совершенстве и считал мир наилучшим из возможных, не утверждал, однако, что мир является со­вершенным. Механизм смешения этих двух понятий все же вполне понятен, ибо как «совершенный», так и «наилучший»

1 Thomas Aquinas. Summa theologiae, I 6, 3; I 73, 1.

2 Fоss M. The idea of perfection in Western world, Princeton, 1946, p. 8.

 – это наивысшая оценка, и они отождествляются именно благодаря тому, что и то, и другое понимается как наивысшее. Эта ошибка не имеет значения для разговорной речи, но она служит помехой в абстрактных философских рассуждениях, в области онтологии и теологии.

Во-вторых, «совершенный» в разговорной речи понимает­ся просто как «очень хороший», «имеющий много достоинств» или «большие достоинства». Можно сказать, что наряду с философским, научным существует другое понятие – поня­тие разговорной речи, наряду со сравнительно узким – очень общее. В некоторых случаях, например в выражении «совершенный часовой механизм», который показывает точ­ное время, понятие разговорной речи сближается с науч­ным, но в других случаях оно весьма далеко от него, как, например, в выражениях «в совершенстве приготовленный обед», «в совершенстве сшитый костюм», «совершенно чис­тый воздух». Самое большее можно сказать, что это – при­близительное совершенство. «Словарь польского языка» дает в качестве синонимов слова «совершенный» следующие слова и обороты: «характеризующийся наивысшим качест­вом», «свободный от всяких дефектов, недостатков, поло­мок, ошибок», «имеющий все достоинства», «наилучший», «образцовый», «несравненный», «превосходный», «прекрас­ный», «отборный», «исключительный», «отличный», «замеча­тельный». Все эти слова и выражения означают наивысшие качества, но совершенство stricto sensu есть наивысшее ка­чество особого рода.

Отождествлению слова «совершенный» со словами «наи­лучший» и «очень хороший» способствовало то, что в нашей речи «совершенный» имеет двоякое значение: относительно узкое и широкое, повседневное, разговорное, не отличаю­щееся от «очень хорошего».

То, что «совершенный» существенно отличается от дру­гих прилагательных, и в особенности от «наилучшего», «высочайшего» (optimus, summus), отчетливо выразил Ци­церон в сочинении «О наилучшем роде ораторов». Выделяя наилучшего из поэтов, трагических, эпических и комиче­ских, он пишет, что не будет искать наилучшего, «ибо я ищу совершенного: ведь один только род совершенен»1, то есть совершенство одно для всех видов.

1 Сiсеrо. De optimo genere oratorum, I, 1.

Это наивысшая оценка: «наилучший» – это наилучший в своем роде, а «совершенный» совершенен абсолютно.

Совершенство никогда не было и не является сравнитель­ным или относительным понятием (другое дело, что каждая вещь обладает соответствующим ей совершенством). Оно не является также и негативным понятием: в его дефиниции имеется отрицание, но двойное – отсутствие недостатков. Оно не есть также понятие, поддающееся сравнению: сред­невековый автор, разъясняя, что такое совершенная лю­бовь, отмечает, в частности, что «совершенная лю­бовь» – не что иное, как просто «любовь». То же проис­ходит и с другими совершенствами. В уже упоминавшем­ся «Философском словаре» все же выделено понятие «высшего совершенства», заимствованного у Декарта, кото­рый писал, что существуют разные степени совершенства: подлинное совершенство присуще богу, все остальное – только приблизительное совершенство. Но это – специфи­чески декартовский способ мышления и понимания.

Понятие совершенства было в принципе понятием посто­янным, однако в ходе исторического развития произошли существенные изменения в его содержании. У древних, прежде всего у Аристотеля, оно было понятием человече­ского масштаба, касалось умения, способностей и дел люд­ских, оценкой искусства врача и музыканта и не имело не только теологического значения, но и морального. Такое значение это понятие приобрело значительно позже, только в XVII в.

II. Парадоксы совершенства

Результатом сосуществования в языке двух понятий со­вершенства, узкого (научного) и более широкого – понятия разговорной речи, явились различные парадоксы. Один из них звучит так: наивысшим совершенством является несо­вершенство. Этот парадокс обнаружен в работе Дж. Ванини, философа XVII в., который ссылается на своего предшест­венника из XVI в. Ж. Скалигера, а этот последний в свою очередь ссылается на древнегреческого философа Эмпедок­ла. Как Эмпедокл, так и оба итальянских философа пони­мали, что если бы мир был совершенным, то его нельзя бы­ло бы улучшать, а тем самым не было бы подлинного

совершенства, ибо оно предполагает прогресс. А следовательно, «мир совершенен благодаря своему несовершенству».

Подлинное совершенство состоит в непрерывном улуч­шении, постоянном дополнении, обогащении, появлении новых объектов, качеств, ценностей. Если бы мир был так совершенен, что в нем не оставалось бы места для нового, то он не имел бы наивысшего совершенства: если бы мир был совершенным, то он не был бы совершенным. А. Новицкий пишет: «Для Аристотеля «совершенный» – «законченный» («ни прибавить, ни убавить»). Для Эмпедокла – как это излагал Ванини – совершенство основано на неоконченно­сти, поскольку она включает возможность развития и обога­щения новыми качествами; это связано с эстетикой барок­ко... совершенство произведений искусства состоит в по­буждении зрителя или слушателя к активности, к дополне­нию произведения усилиями разума и воображения».

Правда, этот парадокс трудно обнаружить во фрагмен­тах уцелевших произведений Эмпедокла; но так или иначе он имеет долгую историю и, вероятно, был провозглашен в эпоху Возрождения. Парадокс возникает из-за двойствен­ности понятия «совершенство»: в узком значении оно озна­чает то, что имеет все достоинства, а в широком – то, что имеет большие достоинства, большие по сравнению с дру­гими.

Таким образом, Скалигер и Ванини большим достоинст­вом мира считают отсутствие у него всех достоинств, ибо тогда он может улучшаться в своем развитии, совершенство­ваться. Существуют недостатки, но важна перспектива на улучшение. При этом то, что совершенно в широком значе­нии слова, не является им в узком значении, но также то, что совершенно в узком понимании, не является таковым в широком понимании. Так можно решить парадокс Эмпе­докла – Ванини.

Следует отметить, что на подобный парадокс (не называя его парадоксом) указал также Декарт. «Нельзя возражать против того, – писал он в «Размышлении о первой филосо­фии... », – что наибольшее совершенство господствовало бы в мире тогда, когда отдельные его части были бы свободны от недостатков, а другие – нет, чем если бы все были абсо­лютно подобны». На что Гассенди ответил: «Это звучит так же, как если бы кто-то сказал, что наиболее совершенной

является республика, когда в ней некоторые граждане пло­хие, чем когда все хорошие. [... ]. И как не следует желать, чтобы некоторые граждане были плохими для того, чтобы от­тенить хороших, точно так же, по-видимому, не следует же­лать, чтобы некоторые части мира были осуждены на недо­статки для того, чтобы лучше оттенять те, которые могли бы быть свободными [от недостатков]». . («Objectiones ad meditationes Cartesii», V. )

Другой парадокс был сформулирован еще Августином Блаженным: «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве» 1.

В разных версиях и вариантах этот парадокс многократ­но повторялся. В XVII в. Ф. Фенелон писал: «Доказатель­ством совершенства является отсутствие претензии на то, чтобы быть совершенным». А другие утверждали, что наи­более убедительное проявление нашего совершенства – это «открытое признание нашего несовершенства».

Этот парадокс можно решить следующим образом: осо­знание нашего несовершенства (в узком смысле) является подлинным совершенством (в широком смысле); или: осо­знание абсолютного несовершенства вещей является отно­сительным совершенством; или: можно только более или менее приблизиться к идеалу совершенства, но нельзя его достичь; его не достигает ни человек, ни природа.

Иногда совершенство понимается как идеал, предел на­дежд и мечтаний, предельное понятие, идеальная конструк­ция, недостижимое состояние, но в то же время и как реаль­ное приближение к идеальному состоянию. Идеальное со­вершенство является понятием комплексным, если можно так сказать: оно означает не какое-то отдельное достоинст­во, даже и в максимальном размере, но совокупность до­стоинств, их множество, гармонию между ними, положи­тельный баланс жизни.

Наши самые общие идеалы – мудреца и гения, полноты и гармонии жизни – концентрируются в идеале совершен­ства. Он представляет собой позитивный критерий жизни «а основе объективных ценностей. Люди же мечтают о дру­гом аналогичном идеале, также позитивном критерии жиз­ни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным

1 Augustinus. Sermo, CLXX, 8, PL, 5 с. 931,

будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они – идеалы, которыми измеряется действительная жизнь. Од­нако всегда сохраняется различие между идеалом и жизнью. Как гласит французская поговорка: «Человек страдает, но верит в счастье, оступается, но верит в совершенство».

Следующий парадокс совершенства возникает тогда, ког­да это понятие употребляется в значении высокой оценки, высшей похвалы. Парменид называл совершенным космос, Декарт видел в совершенстве главное определение бога; учебники этики называли совершенными великих и знаме­нитых людей; историки искусства если и говорили о совер­шенных произведениях, то имели в виду классику. И в то же время, как пишет Фосс: «Чем более ограниченной яв­ляется цель предмета, тем быстрее можно ожидать, что бу­дет достигнуто совершенство. Поэтому совершенство есть то, с чем мы встречаемся в простых случаях, в повседневной жизни»1. Людям узкой специализации, с ограниченным по­лем деятельности легче достичь совершенства. Более того, продолжает Фосс, собственно только «подсознательная ин­стинктивная необходимость благодаря своей точности и на­дежности является совершенной». Конечно, многие про­стые вещи совершенны в своем роде – какой-нибудь ключ от лифта, штопор и т. п.

Парадокс заключается здесь в том, что понятие совер­шенства сопряжено в нашем языке и сознании с тем, что яв­ляется наилучшим и наивысшим. А также в том, что фило­софов интересует совершенство не ключа от лифта, а совер­шенство мира, людей, дел.

«Совершенство» – термин, употребляемый во многих сферах: от различных наук до повседневной жизни. О со­вершенстве говорят в математике, физике, химии; иногда в науках о природе, например о совершенных кристаллах, о совершенном тюльпане. В общественной сфере скорее по­литические деятели, а не ученые писали о совершенном состоянии общества, воображая, что они способны органи­зовать мир совершенным образом; поэтому термин «совер­шенство» обычно не употребляется в общественных науках. С помощью техники налажено производство совершенных предметов – машин, аппаратов, лекарств, совершенных средств связи, транспорта или продуктов питания. Дискуссии

1 Fоss M. The idea of perfection in Western world, p. 10.

же по проблеме совершенства – сфера деятельности философии, различных ее дисциплин. Ниже будут рассмот­рены понятие и теория совершенства в этике, эстетике, он­тологии, теологии1.

В теории познания этот термин вообще не употребляется, так как его успешно заменяют другие термины, прежде всего «истина» и «познание». Если истина не является совер­шенной, она не истина, а в лучшем случае правдоподобие. Если познание не является совершенным, то оно есть допу­щение, мнение, а не познание. И только в широком понима­нии слова познание трактуется как неполная индукция или научные гипотезы: это скорее средства, облегчающие и до­полняющие познание. В древности прослеживается целая плеяда фанатиков совершенного познания – от Парменида до Платона; все, кроме совершенного познания, понимае­мого чисто рационалистически, было для них мнением, если не заблуждением. В новое время известным искателем со­вершенной истины был Декарт, а также Спиноза в своем геометрическом методе.

Итак, существовали две сферы совершенного позна­ния: самоочевидности рационалистов и факты эмпириков. Их объединил Юм: либо утверждения, касающиеся величин и чисел, либо факты; все остальное – это только «фикции и иллюзии». В еще большей степени попытки ограничить познание совершенным познанием свойственны современной философии.

Главный парадокс совершенства – что несовершенство является совершенством – по-видимому, может относиться только к человечеству. Между тем mutatis mutandis он появляется также в сфере материальной, технической, и именно в современную эпоху. Научно-технический опыт подтверждает, что в некоторых случаях несовершенство строения материи служит причиной совершенства техники. Нерегулярность кристаллов-проводников (то есть их опре­деленное несовершенство) является условием создания вы­сокочувствительных (в определенном смысле совершенных) технических приборов. Технология получения полупровод­ников состоит в конечном счете во введении в полупровод­никовые кристаллы некоторых разрушений, то есть несо­вершенств. Решение этого парадокса лежит в различении

1 Мы ограничимся рассмотрением понятия совершенства в этике. -Прим, перев.

двух понятий совершенства: в смысле регулярности и в смысле полезности. В технике несовершенство является совершенством в том смысле, что нерегулярность – полез­на.

 

III. Моральное совершенство

Проблема совершенства в этике не сводится к тому, яв­ляется ли человек совершенным или должен быть таковым, хорошо ли, чтобы человек был совершенным, и поэтому должен ли он стремиться быть совершенным. Точно так же не ставится вопрос о совершенстве других людей, о том, насколько можно влиять на их совершенство. Этическая постановка вопроса о совершенстве следующая: если чело­век должен добиваться совершенства, то каким способом он может достичь его?

Для многих мыслителей совершенство человека – мо­ральное совершенство, было и остается кардинальной проблемой совершенства. Именно так ее понимал много ве­ков назад Кассиодор: совершенство – продукт воли и дей­ствий человека.

Анализ проблемы совершенства в истории европейской этики следует начинать с Платона. Несмотря на то, что тер­мином «совершенство» он пользовался редко, идея доб­ра – основное понятие его философии – вряд ли отлича­лась от идеи совершенства; согласно его убеждению, при­ближение к идее совершенства делает людей совершенными.

Несколько позже стоики ввели в этику понятие совер­шенства. Они определяли его как гармонию: гармонию че­ловека с природой, с самим собой, с разумом. Достигший этой гармонии будет жить прекрасной жизнью, следова­тельно, будет обладать всем, что есть действительно ценного и необходимого. А эту гармонию – совершенство – они считали достижимой, доступной каждому.

Платон и стоики ввели понятие совершенства в филосо­фию, а в христианстве оно стало понятием религиозным. Тогда же из термина отдельных школ и ученых оно превра­тилось в общеевропейское понятие: оставаясь философской идеей, оно становится одной из главных идей христианской философии.

Христианское истолкование совершенства опирается на Евангелие. Основой послужил текст Евангелия от Матфея, где сказано: «Будьте столь же совершенны, как отец небес­ный» (5, 48). Смысл этого высказывания повторяет Еванге­лие от Луки с той только разницей, что здесь вместо слова «совершенны» употреблено «милосердны». Несомненно, что Евангелие от Матфея включало «милосердие» в состав по­нятия совершенства 1.

Ранние христианские тексты полны призывов к совер­шенству. Многие из этих призывов собраны в небольшом трактате Августина Блаженного «De perfectione iustitiae hominis» (PL 44 с. 293), это как бы «сумма совершенства» (summa de perfectione). Упомянутые призывы восходят еще к Ветхому завету, затем повторяются в различных псалмах.

Совершенство в этих текстах служит лишь одним из мно­гих названий для одного и того же качества, его синонимами являются «безупречность», «справедливость», «доброта» и др. Все они означают то же, что и совершенство, причем в узком значении этого слова: как то, в чем отсутствуют не­достатки.

Августин Блаженный объясняет, что совершенным и без­упречным правильно будет называть не только того, кто уже является совершенным, но кто настойчиво стремится к со­вершенству. Здесь, следовательно, имеется в виду понятие совершенства в широком смысле слова, охватывающее не только полное совершенство как таковое, но и то состояние, которое приближается к совершенному. Это моральное по­нятие совершенства, стало быть, не так уж далеко от того, которое употребляется в точных науках. Следует также от­метить, что это первое древнехристианское понятие совер­шенства не так уж далеко и от современного понятия со­вершенствования. Во всяком случае, несмотря на то что понятие совершенства понималось как идеальное, оно ох­ватывало и реальные явления, близкие к идеальному понятию:

1 В упоминавшейся выше книге М. Фосса выражается сомнение, не является ли вообще понятие совершенства в христианской этике случайностью, результатом ошибки. Собственные слова Христа, пишет Фосс, должны быть такие, как у Луки, то есть «будьте милосердны» (Евангелие от Луки, 6, 36); они ошибочно поданы у Матфея как «будьте совершенны», ибо милосердие более соответствует христианству. Однако слова «безупречный», «беспорочный» ближе к совершенству, чем к милосердию.

совершенство в приближении. Амвросий Калепино писал даже о степенях совершенства (gradus piae perfecti­onis).

Однако Священное писание одновременно с идеей со­вершенства высказало сомнение о том, что оно достижимо для человека. Совершенство вошло в христианскую этику со знаком вопроса: оно есть наивысшая цель, но достижима ли она? Уже в V в. в лоне христианской церкви зарождаются два воззрения на совершенство: согласно одному, человек сам может его достичь на земле, согласно другому, это мо­жет произойти только с помощью особой милости божьей. Победило второе воззрение. В наибольшей степени этому способствовал Августин Блаженный, не признающий воз­можности полного совершенства человека. Противником его выступил Пелагий, но он был осужден в 417 г., и воззре­ние Августина Блаженного восторжествовало.

Церковь не осудила, однако, писем Псевдо-Ареопагитик (так называют анонимные письма V в., выдаваемые за про­изведение первого епископа Афин): они провозглашали ес­тественнуювозможность человека достичь совершенства, то есть мысль иную, чем воззрение Августина Блаженного. В течение многих веков два воззрения противоборствовали в христианстве.

Что для христианства составляло сущность совершенст­ва? Если для античных философов это была гармония, то для христианских теологов – любовь. Эта совершенная любовь есть прежде всего любовь к богу, но нельзя любить бога, не любя ближних.

В средние века господствует убеждение, что полное со­вершенство здесь, на земле, естественными средствами не­достижимо (согласно Августину Блаженному). А те, кто защищал возможность совершенства, были осуждены Вен­ским собором, а затем еще раз Тридентским собором.

Несмотря на то что совершенство наступит только в кон­це истории, как учила религия, каждый может и должен приближаться к совершенству, доступному человеку. К этой цели стремились тысячи средневековых духовников и монахов, а рассуждения по моральной теологии и аскети­ке содержали в большом количестве указания, как прибли­зиться к этой цели. В основном это были простые рецепты. Относительное совершенство человека зависит от «силы,

мудрости и воли». Фома Аквинский разъяснял, что совер­шенство требует «упорядочения и управления» силами чело­века1. Таким образом, идея совершенства превратилась в идею самосовершенствования.

В средневековой концепции совершенствования, особен­но в ее позднейшей версии, кое-что может быть понятно и близко современному человеку. Во-первых, мысль, что со­вершенство есть следствие развития. Как писал П. Лом-бардо, никто не рождается совершенным, но рождается, чтобы стать совершенным, и становится им постепенно. Во-вторых, совершенство имеет не только личный источник, но и общественный. Поскольку же личность формируется в обществе, то этот второй источник совершенства включает в себя первый.

Тезисы о самосовершенствовании сохранились и до на­шего времени. Их можно найти в современных учебниках по моральной теологии. Условием совершенствования яв­ляется, прежде всего, желание совершенствоваться, посто­янство стремления и усилий (причем усилие необходимо не только в великих делах, но также и в самых мелких), а так­же осознание собственного несовершенства.

Позже возникло другое понимание совершенства, типич­ное для эпохи Просвещения. Можно выделить следующие переходные этапы.

XIV в. был периодом особого интереса к проблеме со­вершенства, но не столько морального совершенства чело­века, сколько онтологического совершенства, а в XV в. – особенно в итальянском Ренессансе – совершенства в ис­кусстве.

Для первой половины XVI в. характерно кальвинист­ское понимание совершенства, то есть совершенства, абсо­лютно не зависимого от милости бога.

Вторая половина XVI в. была периодом борьбы против реформации и Тридентского собора, возвращения католи­ческой концепции совершенства, вместе с тем героических усилий отдельных личностей (в частности, деятельность И. Лойолы) в поисках совершенства на путях умерщвления плоти и созерцания. Это был переломный момент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...