Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический анализ взаимодействия ДОУ и родителей в исследованиях отечественных педагогов




Введение

 

Обоснование необходимости выбора данной темы курсовой работы вызвано тем, что в современном обществе идет разрушение традиционных устоев семьи, а это грозит глобальным кризисом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать всё новые и новые пути реализации воспитания подрастающего поколения. Изменения, происходящие последние десятилетия в нашем обществе, влияют на теоретические и практические подходы к осмыслению уже знакомых педагогических истин во взаимодействии педагогов и семьи.

Демократические процессы, способствующие созданию гуманистической среды воспитания, обуславливают становление ребенка как субъекта воспитательного процесса. Исходя из этого, одним из главных направлений педагогического взаимодействия с родителями является организация эффективного сотрудничества с семьей, направленного на формирование самостоятельной и творческой личности, умеющей контролировать свою деятельность, меняя её в зависимости от социальной и личностной необходимости.

Педагогическое взаимодействие с родителями необходимо строить на принципах равноправия, творчества и взаимной заинтересованности. Образовательное учреждение и семья должны составлять педагогический альянс, единое целое, систему, направленную на достижение главной цели - выявлению и раскрытию природных способностей каждого ребенка, обеспечению развития его личности.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением, прежде всего экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В таких семьях главный принцип существования заключается в том, что родители должны обуть и накормить ребёнка, а детский сад и школа – воспитать. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой если и осуществляют воспитание, то на основе интуиции, что часто не приносит положительных результатов. Именно в таких семьях, где родители, прежде всего «добытчики», а не воспитатели и друзья, малоразвиты или отсутствуют прочные межличностные связи между родителями и детьми. Это приводит к разрушению традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Национальные проекты и социальная политика государства в целом не могут быстро решить все возникшие проблемы семейных взаимоотношений. В таких условиях главное для детского сада и школы не допустить отчуждения семьи от образовательного учреждения, педагогов и воспитателей - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития детей. Поэтому именно детский сад и школа должна стать тем связующим звеном в жизнедеятельности общества, которое возродит традиции семейного воспитания, что будет способствовать эффективности взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе воспитания подрастающего поколения. Именно через эти структуры должно обеспечиваться реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Проблемам педагогического взаимодействия ДОУ и школы с родителями посвящено немало исследований таких ученых, как Азаров Ю.П.[1], Гребенников И.В.[9], Гуров В.Н.[10], Ладывир С.А.[17], Лесгафт П.Ф.[18], Харчев А.Г.[32].

Проблема исследования - определить какова роль и место методической поддержки педагогов в развитии взаимодействия с родителями.

Цель - методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.

Объектом исследования курсовой работы является взаимодействие педагогов ДОУ и школы с родителями.

Предмет исследования: особенности и методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.

Задачи исследования:

1) исследовать теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи;

2) изучить теоретический анализ взаимодействия ДОУ и родителей в исследовании отечественных педагогов;

3) проанализировать деловое сотрудничество педагогов и родителей как одно из основных условий успешного взаимодействия;

4) исследовать педагогическое взаимодействие школы с родителями;

5) проанализировать формы и методы работы с родителями младших классов,

6) проанализировать взаимодействия с родителями школьников среднего звена;

7) изучить условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на том, что педагогическое взаимодействие с родителями будет давать положительные результаты, если оно осуществляется на принципах равноправия, творчества и взаимной заинтересованности.

Для решения поставленных задач использовалась такие методы как изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Практическая и теоретическая значимость данной курсовой работы будет способствовать укреплению, нравственному и духовному оздоровлению семьи, что, в свою очередь, приведет к снижению остроты проявления социального кризиса в стране и восстановлению приоритетности высших духовных ценностей и интересов над материальными.

Глава 1. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи

 

Теоретический анализ взаимодействия ДОУ и родителей в исследованиях отечественных педагогов

 

Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребёнка, чему-то его научить, надо много уметь, знать, понимать.

Проблема развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями в теории и практике управления детским садом посвящена определению характеристик взаимодействия педагогов детского сада с родителями.

Составляющими характеристиками взаимодействия являются общение, обмен информацией, знаками, организация совместных действий, которые всегда предполагают достижение некоторого результата, а именно изменение поведения и деятельности людей.

Один из видов взаимодействия, широко обсуждаемый в отечественной педагогической и психологической литературе, - педагогическое взаимодействие. Проблема педагогического взаимодействия – это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленных и опосредованных учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Многие годы педагогическое взаимодействие преимущественно рассматривалось как совместная деятельность двух субъектов: чаще - педагога и ребенка, реже - педагога и родителя. Однако сегодня такого взгляда на педагогическое взаимодействие явно недостаточно, важно переходить от «диадного» к «триадному» взаимодействию, чтобы родители были реальными, а не декларируемыми субъектами образовательного процесса в детском саду, а в последующем и в школе.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь [11, 16].

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом не стоит забывать.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм [13, 80].

Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем [11, 207].

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей (рис.1).

 

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей  
Обмен
Мыслями
Чувствами
Переживаниями
Повышение педагогической культуры родителей

 

 


Рис. 1. Процесс взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей

Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

- отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;

- социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.);

- использование разнообразных форм работ с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей);

- систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с семьей;

- стремление к диалогу при организации работы с родителями;

- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;

- «открытость» ДОУ для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

- стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников;

- минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

- изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе);

- сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы;

- организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

- отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

- формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

- отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей;

- изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

- бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

- организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;

- отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников;

- отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;

- неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов [26, 117].

Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с. родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме.

Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

Согласно научным трудам отечественных педагогов в таблице 1 приведены компоненты, критерии и показатели развития рассматриваемого нами процесса взаимодействия учителей и родителей.

Таблица 1

Компоненты, критерии и показатели развития конструктивного взаимодействия

Компонент Критерий Показатель
Ценностно-смысловой Ценностные ориентации - ориентация педагога на ценности и смыслы взаимодей-ствия с родителями: признание опыта родителей по воспи-танию детей; - осознание ценности совместной деятельности, понима-ние своего места и роли в разных формах взаимодействия с родителями.
Потребностно-мотивационный Потребность во взаимодействии с родителями - потребность педагога в открытых, доверительных отно-шениях с родителями (во взаимных открытых, равных и свободных действиях, содействии друг другу); - потребность педагога в конструктивном раз решении противоречий с родителем.
Интеллектуально-когнитивный Информированность сторон об особенностях развития систем воспитания - способность педагога изучать взаимодействие с родите-лями; - способность приобретать знания об особенностях стано-вления и развития отношений с родителями, способах пре-одоления внутриличностных и межличностных конфлик-тов, а также знания о содержании, формах, методах взаимо-действия в диадах и триадах (педагоги, родите ли, дети).
Операционально-деятельностный Включенность в совместную деятельность - способность педагога к совместной деятельности с ро-дителями: определению цели, созданию проекта, програм-мы и плана действий в проблемном поле воспитания детей; - способность проявлять творчество в преодолении трудностей во взаимодействии с родителями.
Эмоциональный компонент Эмоциональные проявления - эмоциональные проявления - эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; - способность педагога понимать переживания родителей и сопереживать им в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие с родителями, находить компромисс.
Оценочно- рефлексивный Анализ и оценка качества взаимодействия, осознание необходимых изменений - способность к размышлению о своем внутреннем сос-тоянии, самонаблюдению в системе отношений с родителя-ми; - способность к оценке качества взаимодействия (конст-руктивное или деструктивное) с родителями и осознанию необходимых изменений.

Изучение особенностей развития взаимодействия педагогов с родителями в отечественной практике показало, что педагогам детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями необходима методическая поддержка.

Методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями - это вид взаимодействия, ориентированного на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание методической службой помощи педагогам в их преодолении.

Условиями эффективности методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями являются признание ценности взаимодействия между педагогами и родителями; психолого-педагогическая компетентность специалистов методической службы; установление эмоционально-доверительного контакта между методической службой и педагогами; адекватность форм и методов методической поддержки социально-педагогическому проблемному полю взаимодействия педагогов с родителями; конструктивное мышление методиста, способствующее его саморазвитию: развитию рефлексии, креативности, смыслотворчества, открытости новому, работе со своей личностью, искоренению косности, консерватизма мышления; предоставление педагогу возможности реализации собственной активности во взаимодействии с семьей для развития индивидуального стиля взаимодействия; активность и ответственность всех субъектов взаимодействия, - как методической службы, так и педагогов, родителей [12, 190].

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...