Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие с родителями школьников среднего звена




 

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Необходима поддержка, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Родители порой не знают как оказать данную поддержку, здесь и необходимо вмешательство учителей и психологов школы для разъяснения и помощи родителям в поддержке детей в столь сложный для них период жизни.

Подросток - это клубок противоречий. Мир подростка это мир парадоксов и перевертышей, где черное и белое одинаково. Сегодня это для подростка белое; завтра черное. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. В это время происходит анатомо-физиологическая перестройка организма, связанная с половым созреванием. Центральным моментом их жизни становится общение со сверстниками, и каждый школьник стремится занять удовлетворяющее его место в школьном коллективе, но не всегда может это сделать. Данный возраст требует особого внимания со стороны взрослых, и главным образом со стороны родителей [6, 124].

Работа с родителями предполагает освещение таких проблем, как закономерности психического развития, роль наследственности и среды в формировании личности ребенка, значение активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослыми.

Особенно важной представляется работа учителей с родителями подростков. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую родителей пугают изменения, происходящие с ребенком в подростковом возрасте, они не всегда адекватно справляются с трудностями, сопровождающими подростковый период.

Взрослые должны уважать чувство зарождающейся взрослости и перестраивать свои взаимоотношения с детьми, чтобы избежать конфликтов. Ученые выделяют противоречия роста, между которыми и колеблются подростки, с одной стороны желающие врастать в мир человеческих ценностей, с другой стороны это открытие и утверждение неповторимого «Я». Исследования показывают, что в 5 классе по сравнению с начальной школой: упрямятся дети в 6 раз чаще, в10 раз возрастает количество случаев противопоставления себя взрослым, в 7 раз увеличивается число ребят поступающих вопреки чужой воле, в 9 раз возрастает бравирование недостатками. В 42 раза увеличивается число недостаточно мотивированных поступков.

От взрослых можно услышать жалобы о невозможности управлять ситуациями, со старшими подростками родители испытывают беспомощность еще чаще, чем с младшими. В чем же сложность: Подростки очень самолюбивы, выпячивают свое «Я», они как оголенные провода сознательно делают не то, что думают. И если в 5-6 классах достаточно видеть нарушения в поведении, понимать что они естественны, и быть терпимыми, то в старших классах эта тактика оказывается мало результативной. И совсем неприемлема борьба взрослых с подростками как носителями недостатков и отклонений. Единственно верный путь - это активная помощь и поддержка в обретении себя.

В связи с этим работа учителей с родителями учащихся средней школы должна быть направлена на осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов перестройки системы отношений с ребенком как средства преодоления негативных проявлений в кризисах.

При этом в работе с родителями учитель должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации.

Для родителей можно сформулировать некоторые рекомендации в целях обеспечения гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка подросткового возраста [23, 99]:

1. Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах. Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений. Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок. Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения. Однако если его успеваемость начнет падать, это будет поводом задуматься, а правильную ли школу (класс) вы выбрали для подростка.

5. Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

6. Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.

7. Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения. Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу. Спокойствие домашней атмосферы поможет подростку в эти сложные моменты.

8. Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.

9. Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.

10. Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять свои знания в жизни.

Предотвращению и профилактике дезадаптации младших подростков к условиям обучения в основной школе может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов-предметников и родителей в течение полугода после перехода из начальной школы в основную школу. Кроме того, необходимо обеспечить подготовку учащихся 4-х классов к предстоящим трудностям дальнейшего обучения.

Такая программа может включать в себя блоки посвящения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, позволяет обеспечивать плавный переход из начальной школы в основную школу. При этом работа педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по начальной школе. Только при выполнении этих условий деятельность педагога будет успешной и приведет к положительному результату.

Таким образом, программа помощи ребенку при его вхождении в основную школу может быть реализована только в совместной работе социальных педагогов, педагогов-предметников школы и родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...