Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
  Конспектирование в рабочей тетради   Работа с литературой Проверочная работа Составление аналитических таблиц Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений .Заучивание
1. ВВЕДЕНИЕ        
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРО-СЛАВЯНСКИХ        
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА        
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ    
5. ЛЕКСИКА          
6. СИНТАКСИС          
  Итого:

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирование Все разделы   5 семестр самоконтроль,проверка наличия конспекта
2. Составление таблиц ВВЕДЕНИЕ   5 семестр самоконтроль,проверка наличия таблиц
3. Заучивание (основные отличия русизмов и старо-славянизмов, типы склонения имен, классы глагола) ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРО-СЛАВЯНСКИХ, МОРФОЛОГИЯ   5 семестр самоконтроль, устный опрос (выборочно)
4. Работа с литературой (энциклопедией, монографией) ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗОВА-НИЕ) 5семестр проверка наличия текста, презентации
5. Выполнение проверочных работ ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРО-СЛАВЯНСКИХ, ФОНЕТИКА, МОРФОЛОГИЯ   6 семестр проверка работ с выставлением баллов

Тематика контрольных (проверочных) работ и методические рекомендации по их выполнению

Студенты выполняют самостоятельно следующие проверочные работы:

1) по исторической фонетике русского языка,

2) по морфологии древнерусского языка,

3) анализ русизмов и старославянизмов

(см.рекомендации в п.7.1.)

Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению.

Не предусмотрено программой

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

 

8.1. Основная литература

1)Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание).

2) Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка: уч.пос.для студентов учр.высш.проф.образования / М.В. Иванова. М.: Академия, 2011.

3)Русинов, Н.Д. Древнерусский язык / Н.Д.Русинов. М.: Высшая школа, 1999.(любое издание).

8.2. Дополнительная литература

1) Балалыкина, Э.А. Метаморфозы русского слова / Э.А.Балалыкина. М.: Флинта, 2012. 264с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

2) Захарова, Л.А. История русского языка: Историческая грамматика: учеб.пособие / Л.А.Захарова, Г.Н.Старикова. М.: Флинта, Наука, 2012. 224 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

3) Захарова, Ю.Г. История русского языка: учеб.пособие / Ю.Г.Захарова. М.: Флинта, Наука, 2012. 320 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

4) Историческое формирование лексики современного русского языка // Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Ростов-н/Д, 1997. С. 172-243. (любое издание)

5) Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси/ В.В.Колесов. Л., 1986.

6) Откупщиков, Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии / Ю.В.Откупщиков. М., 1986. (любое издание)

7) Павлович, А.И. Историческая грамматика русского языка./ А.И.Павлович. Ч. 1. Введение и фонетика. М., 1977; Ч.2. Морфология. М., 1979; Ч. 3. Синтаксис. М., 1981.

8) Полякова, Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров / Е.Н.Полякова. Пермь, 1991.

9) Трофимович, Т.Г. Историческая грамматика русского языка: учеб.пособие. / Т.Г.Трофимович. Минск, 2011. 208 с. – www/biblioclub.ru

10) Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М.Фасмер. СПб., 1996. (любое издание)

11) Хрестоматия по истории русского языка / авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова и др. М.: Просвещение, 1990.

12)Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я.Черных. М., 1999. (любое издание)

13)Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М., 2000.

14) Шапошников, А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. / А.К.Шапошников. М.: Флинта. Т.1. 2010. 584 с. Т.2. 2010. 576 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

15) Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)

 

Учебно-методические материалы

1) Древние славянские языки (таблицы по фонетике и морфологии): методическое пособие / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2011.

2) История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002.

3) Тестовые задания по истории русского языка /авт.-сост. О.В.Гордеева; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2007.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

1. Материалы для компьютерного тестирования в электронном виде.

2. Учебники:

Захарова, Л.А. История русского языка: Историческая грамматика: учеб.пособие / Л.А.Захарова, Г.Н.Старикова. М.: Флинта, Наука, 2012. 224 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

Захарова, Ю.Г. История русского языка: учеб.пособие / Ю.Г.Захарова. М.: Флинта, Наука, 2012. 320 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

 

3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая грамматика» (для подготовки бакалавров, направление «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык и литература») (2011) в электронном виде.

4. Википедия: Древнерусский язык; История русской письменности и др.

 

8.5. Материально-техническое обеспечение:

компьютерное оборудование для проведения тестирования

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание и формы проведения входного контроля

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: принципы уровневой организации языковой системы, положение о синхронном и диахронном подходах к языку, место славянских языков в системе языков мира; азбуку кириллицу; фонетико-морфологические признаки старославянизмов;

уметь: вычленять единицы языковых уровней; опознавать старославянизмы в русском языке;

владеть: терминологией, относящейся к описанию синхронного и исторического состояний языка.

Проведение входного контроля запланировано во время первого аудиторного занятия.

Преподаватель задает 5 вопросов (список вопросов разный для каждого года), студенты должны дать краткие письменные ответы на эти вопросы.

Возможен вариант проведения входного контроля в виде тестирования по курсу «Старославянский язык».

Анализ ответов проводится на первых практических занятиях в группах.

Примерный список вопросов:

4) В какое время существовал старославянский язык?

5) К каким языковым семьям и к каким группам относятся

А) старославянский язык

Б) латинский язык

3) Назовите 2 современных языка, которые являются ближайшими родственниками старославянского языка.

4)Напишите 6 слов, обведите старославянизмы: жизнь, надежный, здоровье, гласный, освещение, аудитория.

5) Назовите 3 произведения древнерусской литературы, которые вам понравились.

Содержание и формы текущего контроля знаний

На зачете учитывается выполнение самостоятельной работы (см. п.7.1, 7.3).





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.