Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в тотальных институтах.




Личность в тотальных институтах.

Закрытые сообщества, обитатели, которых вырваны из большого общества на значительный период времени и ведут совместно закрытый и формально при помощи определенных правил и процедур регулируемый образ жизни, находясь под жестким контролем и образуя часто иерархию высших и низших местоположений, Гофман назвал тотальными институтами. К их числу можно отнести монастыри, тюрьмы, казармы, психиатрические клиники, лепрозории, интернаты, детские и инвалидные дома, дома престарелых, колонии для преступников и ряд других учреждений.

Попав в такие места, человек обычно сильно меняется. Его «Я» конструируется и изменяется не столько индивидом, сколько институтом, частью которого он индивид является. Более чем где-либо в обществе, «Я» в тотальных институтах есть не столько собственность лица, которому оно принадлежит, сколько особый компонент в содержании институциональных порядков. »

48. Феноменологическое направление в социологии ХХ века.
Концепция А. Щюца
(По лекции)

Феноменологическая социология — направление в социологии ХХ века, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воспроизводимое в духовном взаимодействии индивидов.

Исходная посылка: инживид не является «пленником» социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается людьми, зависима от индивидуального сознания и её интерпретаций.

Фокус внимания — человеческая субъективность.

Основоположник — Альфред Шюц (1890-1959)

 

Альфред Шюц. Факты биографии:

Родился в Австрии, изучал право в Венском университете, затем работал банковским служащим.

1939г. — эмигрировал в США: возглавил кафедру социологии и социальной психологии в Нью-Йоркской школе социальных исследований.

 

Основные труды:

«Феноменология социального мира», 1932г.

Собрание статей в 3 томах, 1962-1966г.

«Структуры жизненного мира», 1972г.

«Теория жизненных форм», 1981г.

«Проблема релевантности», 1982г.

 

А. Шюц предложил заложенную М. Вебером традицию «понимающей социологии». Осуществил синтез:

1. «Понимающей социологии»

2. Европейской «философии жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей)

3. Американского философского прагматизма (У. Джеймс, Дж. Г. ГМид)

4. Феноменологии Э. Гуссерля

 

Основные идеи А. Щюца:

В феноменологический ориентированной социологии социальная реально рассматривается как мир значений, переживаемых и интерпретируемых людьми в их повседневной жизни.

Природа социальной реальности состоит не в фактической личности, а в осмысленности, предполагающем понимание.

Социальное познание требует от ученого воздержаться от свойственной обыденному сознанию наивной веры в объективную реальность социальных объектов, чтобы исследовать процесс социального конструирования этих объектов как воплощенных форм человеческой деятельности и интерпретации.

✓ Поскольку социальность реальность, в отличие от мира природных объектов, имеет интерсубъективную смысловую структуру, социолога интересует, прежде всего генезис феноменологический трактуемой объективности социального мира, то есть его интерсубъективной смысловой структуры.

- В центре внимания феноменологической социологии — процесс конструирования интерсубъективных социальных значений , выявление всеобщих правил приписывания значений, позволяющих создать понятный и предсказуемый мир.

- Предмет феноменологиисмысловые структуры «жизненного мира», мира, отраженного в переживаниях наивно живущего свою повседневную жизнь человека.

- Главная проблема, которая лежит в основании теории познания социальных наук и нуждается в феноменологическом пояснении, — проблема основания суждений о реальности существования других «я», или конструирования интерсубъективности жизненного мира.

- Центрально место в феноменологической социологии занимает понятие «жизненного мира».

Понятие «жизненного мира»

Жизненный мир — это:

1.

2.

Понятие жизненного мира включает в себя средства, с помощью которых человек ориентируется в жизненной ситуации и достигает поставленных целей, используя запас наличного знания.

Жизненный мир (как система интерсубъективных значений) является продуктом социального конструирования общей реальности. «Взаимность перспектив» достигается посредством конструирования в процессах повседневных взаимодействий типических смысловых структур здравого смысла, образующих «мир, знаемый сообща».

В основе всех типизация здравого смысла лежит «всеобщий тезис взаимности перспектив». Он ведет к понимаю объектов, преодолевающему личные перспективы видения и образующему объектное и анонимное знание.

Социальный мир — результат типизирующей интерпретации ситуаций повседневных взаимодействий, участники которых воспринимают свои мотивы, ожидания и действия как обычные, не выходящие за рамки определенного стандарта, составляющего нормальный порядок вещей.

В повседневной жизни мы имеем дело не с людьми, а с типами. Структуру повседневности образуют стандартизированные схемы, в различай степени стандартизированных и автономных типичных взаимодействий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...