Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

46. Айовская школа символического интеракционизма. Основные представители и направления исследований.




46. Айовская школа символического интеракционизма. Основные представители и направления исследований.

ЧИКАГСКАЯ И АЙОВСКАЯ ШКОЛЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

(По лекции)

  Чикагская Айовская
Место Чикагский университет Айовский университет
Глава Герберт Блумер Мэнфорд Кум
Задачи Продолжение подхода Мида Стремление рассмотреть взаимодействие в рамках макроанализа
Представители Т. Шибутани А. Стросс У. Колб Т. Партленд Б. Мельцер Л. Рейпольде
Основные различия: 1. Определение понятий 2. Методы исследования 3. Трактовка структуры личности и детерминированность её поведения 4. Подходы к ролевому поведению  

47. Драматургический подход Ирвинга Гофмана. Основные положения и понятийный аппарат. (По лекции)

Ирвинг Гофман (1922-1982). Факты из биографии:

11 июня 1922 г. – родился в г. Манвилл, Альберта, Канада

1945г. — получил высшее социологическое образование в Университете Торонто.

1954г. — защитил докторскую диссертацию «Коммуникативное поведение в островной общине».

1954г. — переехал в Вашингтон.

1954-1957гг. — занимал должность приходящего сотрудника Национального института психического здоровья.

1958г. — поступил на работу в качестве старшего преподавателя факультета социологии Калифорнийского университета Беркли;

1962г. — занял должность профессора;

Был 73-м президентом Американской социологической ассоциации;

19 ноября 1982 г. – умер в г. Филадельфия, США

 

Основные труды:

«Представления себя другим в повседневной жизни», 1959г.

«Враждебные столкновения: два исследования по социальной интеракции», 1961г.

«Поведение в публичных местах: заметки по социальной организации собраний», 1963г.

«Стигма», 1963г.

«Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом-к-лицу», 1967г.

«Публичные отношения: микроанализ общественного порядка», 1971г.

«Стратегическое взаимодействие», 1972г.

«Анализ фреймов: организация повседневного опыта», 1974г.

 

Основные положения драматургического подхода:

Драматургический подход изучает любое социальное образование с точки зрения управления впечатлениями.

В рамках драматургического подхода:

Проводится аналогия между театральной игрой и взаимодействие людей в повседневной реальной жизни;

Реальные участники  повседневных взаимодействий рассматриваются как актеры, задействованные в театральном представлении;

«Технологии» поведения участников межличностного взаимодействия в фокусе анализа;

Особое внимание обознается на символические формы взаимодействия.

Исходная посылка драматургического подхода: человек в процессе социальной интеграции способен не только посмотреть на себя глазами партнера по взаимодействию, но и скорректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого. Это необходимо, чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Ключевые понятия:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — взаимное влияние индивидов на действия друг друга в условиях непосредственного физического присутствия всех участников.

ИСПОЛНЕНИЕ — все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия.

ПАРТИЯ (РУТИНА) — предустановленный образец действия, который раскрывается в ходе какого-нибудь исполнения и который может быть исполнен или сыгран и в других случаях.

ПЕРЕДНИЙ ПЛАН (АВАНСЦЕНА) — часть индивидуального исполнения, которая регулярно проявляется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для лиц, наблюдающих это исполнение.

Обстановка (мебель, декорации, физ расположение участников и др элементы фона);

Личный передний план (составляющие авансцены, которые наиболее тесно связаны с самим исполнителем и которые сопровождают его всюду).

АСПЕКТЫ ДРАМАТУРГИИ НА АВАНСЦЕНЕ: поддержание экспрессивного контроля, ложные представления и мистификации.

ЗАКУЛИСНАЯ ЗОНА — зона, где могут проявиться скрываемые на переднем плане факты или различного рода неформальные действия.

КОМАНДА — любая группа индивидов, которые сотрудничают в постановке определенного рутинного житейского взаимодействия.

 

Гофман был сосредоточен на структуре социальных контактов, непосредственных взаимодействиях между людьми — на структуре тех явлений в общественной жизни, которые возникают всякий раз, когда какие-либо лица физически присутствуют в пространстве взаимодействия.

Ключевой фактор в этой структуре — поддержание какого-то ужиного определения ситуации, причем это определение должно быть выражено до конца вопреки множеству срывов и потрясений.

Драматургическая социология (с сайта):

««Я» и роль

Драматургической социологию Гофмана называют еще и потому, что он указывал на драматический характер переживаний людьми своей раздвоенности: своего «Я», некоего подлинного начала каждого из нас, и своей роли-маски, которую мы должны носить в обществе, на людях.

Гофман рассматривает человека в двух ипостасях: как исполнителя, загнанного жизнью и втянутого «в общечеловеческую задачу сценической постановки своего исполнения»; «и как сценический персонаж-характер…, дух, жизненную силу и другие качества которого исполнение этого индивида целенаправленно вызывает из небытия».

В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями.

В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями».

Под исполнением роли, Гофман понимает поведение, которое человек демонстрирует перед другими, представляя себя, и которое влияет на других людей, причем, по замыслу ролеисполнителя, характер этого влияния должен соответствовать его индивидуальным интересам. Исполняемое «Я» рассматривается Гофманом как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который сценически, в соответствующем персонаже-характере успешно пытается возбудить и закрепить в сознании других действующий индивид в отношении себя. Гофман отмечал, что бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли ни в цинизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...