Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Цели, задачи, функции и структура следственных аппаратов правоохранительных органов как систем управления.




1. Цели, задачи, функции и структура следственных аппаратов правоохранительных органов как систем управления.

Принято считать, что основными задачи правоохранительных органов являются:

• охрана личности, ее прав и свобод;

• охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

• охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество и граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Следственный комитет МВД России реализует следующие функции:

- Анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности следственных подразделений органов внутренних дел. Разрабатывает меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечении законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

-Изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный, опыт следственной работы, формирует новые методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень.

- Организует своевременное рассмотрение и законное разрешение писем, жалоб и предложений по вопросам деятельности следственных подразделений органов внутренних дел.

- Осуществляет процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании.

- Оказывает практическую и методическую помощь следственным подразделениям, проверяет их работу, контролирует устранение выявленных недостатков.

- Координирует расследование уголовных дел, носящих межрегиональный, и международный характер, находящихся в производстве следователей органов внутренних дел, создает в необходимых случаях межрегиональные следственные бригады. Производит непосредственное расследование наиболее сложных и актуальных уголовных дел об организованной преступной деятельности, а также носящих межрегиональный и международный характер.

- Вносит в государственные органы, общественные объединения и иные организации представления о принятии мер по устранению выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений.

- Обращается в установленном порядке в правоохранительные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов.

- Разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые структуры следственных аппаратов.

 

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим


2. Организационные и процессуальные полномочия субъектов расследования.

 

Под субъектами расследования понимаются: следователь, дознаватель, сотрудник органа дознания, осуществляющего ОРД, прокурор, начальник следственного отдела

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальном законом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальном законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-

розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальном законом.

На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 40 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД

– выбирать способ осуществления ОРМ (гласно или негласно), сочетать их с возможностью создания благоприятных обстоятельств для решения задач ОРД (изымать документы, предметы, материалы и сообщения, прерывать предоставление услуг связи);

– использовать в процессе ОРД помощь граждан как гласно, так и негласно, в том числе с заключением с ними контрактов;

– использовать по соглашению с юридическими или физическими лицами принадлежащие им жилые, нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество;

– использовать в соответствии с требованиями конспирации документы, зашифровывающие подлинные установочные данные, биографические и иные сведения о субъектах ОРД, скрывающие ведомственную принадлежность предприятий, организации, учреждений, помещений и транспортных средств;

– создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения (так называемые легендированные объекты), позволяющие скрыть ведомственную принадлежность их и должностных лиц оперативных подразделений, выступающих в роли учредителей и сотрудников данных структур.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...