Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Технико-информационное обеспечение взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.




5. Технико-информационное обеспечение взаимодействия следователя с сотрудниками различных служб правоохранительных органов.


6. Понятие, содержание и задачи научной организации труда следователя.

 

НОТ следователя – это средство повышения производительности труда лиц расследующих преступные деяния, оперирующих связанной с ними информацией, совершенствования трудовых операций, создания благоприятных условий для следственной деятельности

Это непрерывный процесс совершенствования форм и методов следственной деятельности, повышения производительности труда следователей, создания благоприятных условий для работы по расследованию преступлений, внедрения в деятельность следственных подразделений новых компьютерных и информационных технологий.

Научная организация труда следователя направлена на решение трех основных задач:

а) повышение производительности труда, т. е. его интенсификацию;

б) улучшение условий труда;

в) повышение профессионального уровня сотрудника, развитие его личности.

Эти задачи достигаются:

- изучением и классификаций функций сотрудников правоохранительных органов;

- разработкой их должностных инструкций;

- надлежащими подготовкой, подбором и расстановкой кадров;

- оптимизацией подготовки, принятия и исполнения решений, принимаемых следователем в процессе расследования преступлений; совершенствованием форм и содержания документов, их унификацией;

- постоянным планированием работы, совершенствованием деятельности следователей по планированию;

- автоматизацией их труда;

- нормированием труда следователей;

- определением численности кадров следственных подразделений.

Научная организация труда следователя (НОТС) включает в себя большой и сложный круг вопросов: изучение и распространение передовых приемов и методов, повышение квалификации сотрудников, улучшение нормирования труда, его облегчение на основе применения научных рекомендаций по физиологии, психологии и эстетике труда, рациональное использование помощи технических работников и специалистов. НОТС предполагает, что решение этих вопросов должно базироваться на достижениях науки и передовой практики.


7. Виды и формы планирования расследования.

виды планирования:

  • а) составление планов отдельного следственного действия (допроса, следственного эксперимента, обыска и т. д. );
  • б) планирование тактической комбинации;
  • в) формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т. д. );
  • г) планирование на отдельном этапе (первоначальный, последующий, завершающий) расследования;
  • д) планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Следует отметить, что этот вид (уровень) планирования оптимален, как правило, в простых, непроблемных ситуациях, когда уже в начале расследования следователь с достаточной степенью вероятности предвидит дальнейший ход расследования.

Каждый из перечисленных уровней планирования имеет как общие, так и специфические черты. Рассмотрим наиболее полный вариант структуры процесса планирования.

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия, которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т. е. тех логических следствий, которые повторяются при выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик и т. д.

Третий этап состоит в учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или принимает меры по интенсификации деятельности, или же вынужден избрать вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.

Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-разыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.

Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное подключение следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-разыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т. д. ).

Успешная реализация всех намеченных действий и мероприятий во многом зависит от определения их оптимальной очередности. При этом предпочтение отдается следующим мероприятиям:

  • а) несвоевременное проведение которых может привести к утрате доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления подозреваемых и их задержания;
  • б) общим для проверки всех или нескольких версий (эпизодов);
  • в) без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной, организационно-управленческой или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, разыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т. п. );
  • г) отличающиеся наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т. д. ), с тем чтобы следователь мог параллельно осуществлять и иные действия.

Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу.

Планирование на завершающем этапе в ситуации, когда основные аспекты процесса доказывания уже реализованы, носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает неверсионный характер и осуществляется в одном направлении. Основное содержание планирования на этом этапе заключается в формировании организационно-управленческих решений по распределению времени и средств, установлению оптимального порядка проведения строго обязательных процессуальных действий. Важным моментом в плане расследования является установление рациональной последовательности в проведении предусмотренных процессуальным законом действий.

Процесс планирования тактической операции включает:

  • а) определение ее непосредственной задачи;
  • б) установление и конкретизацию ресурсов, находящихся в распоряжении следователя, и соотношения их с непосредственными задачами;
  • в) разработку вариантов проведения следственных, организационно-подготовительных, оперативно-разыскных и других действий;
  • г) определение непосредственных исполнителей и сроков выполнения.

Планирование отдельного следственного действия состоит из трех стадий:

  • 1) определение непосредственной задачи данного действия;
  • 2) установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и тактико-психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью;
  • 3) непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических и иных приемов, определение условий и времени их реализации, оценка возможных результатов.

Итог всего процесса планирования - готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами плана расследования являются:

  • 1) непосредственные цели, т. е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий и конкретизированные в виде детальных вопросов, а также общеверсионные и вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению;
  • 2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это прежде всего исполнители - работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т. д. Сюда же следует отнести материальные средства - транспорт, связь, криминалистическую и иную технику;
  • 3) следственные, оперативно-разыскные, подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное, последовательное или параллельное выполнение, необходимость производства тактических операций и комбинаций;
  • 4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше " удельный вес" тактических аспектов но сравнению с организационными. И наоборот, по детальному варианту планирования (план отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль в структуре плана;
  • 5) сроки производства намеченных действий. Следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности и трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов;
  • 6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана обычно отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации, следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их число, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действий, сроки их проведения и др. Но иногда корректировка отдельных параметров плана может быть осуществлена еще до реализации намеченных действий и мероприятий. Это происходит в связи с поступлением новой информации, меняющей конкретную следственную ситуацию.

Формы планов:

1. письменный:

а) по версиям – составляется в виде таблицы, наименования ее столбцов: следственные версии и вопросы, подлежащие выяснению; следственные действия и другие мероприятия, подлежащие проведению по каждой следственной версии; сроки проведения; исполнители; примечание (отметка о выполнении); б) по многоэпизодным уголовным делам – к плану, составленному по версиям, добавляется столбец с кратким описанием эпизода; в) по лицам – к плану, составленному по версиям, добавляется столбец с фамилией подозреваемого (обвиняемого);

2. мысленный (составляется на первоначальном этапе расследования).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...