Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные аспекты реализации программы ФПП




Организационные аспекты реализации программы ФПП


Предлагаемая программа существует в двух вариантах: развивающем и коррекционном.

Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми среднего и старшего дошкольных возрастов для адек­ватного и своевременного формирования предпосылок овладе­ния программным материалом начальной школы. В соответ­ствии с ведущим типом мотивации и деятельности в дошколь­ном возрасте данный вариант программы проводится в виде тематических заданий-игр.

Второй вариант ориентирован непосредственно на кор-рекционно-развивающую работу в рамках начального обучения в соответствующих типах специального (коррекционного) обу­чения и массовых общеобразовательных школах, в том числе в классах 7-го вида. Работа проводится с возможным включени­ем игровых и соревновательных заданий.

Для детей с выраженными нарушениями речевого разви­тия и для детей с нарушениями умственного развития данный комплекс является коррекционно-развивающим, пропедевти­чески необходимым для подготовки их к овладению програм­мами соответствующего типа.

ПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

В качестве развивающей данная программа может быть успешно использована при работе с нормативно развивающи­мися детьми дошкольного возраста и детьми младшего школь­ного возрастов с вариантами истинно задержанного развития


(гармонический инфантилизм). Ее использование также воз­можно для работы с детьми дошкольного возраста с дефицитар-ным развитием.

В качестве коррекционной программа ФПП используется как специфичная при следующих типах отклоняющегося раз­вития:

• парциальная несформированность когнитивного компонен­та психической деятельности ( в первую очередь вербаль­ного, вербально-логического типа);

• парциальная несформированность смешанного типа;

• тотальное недоразвитие всех типов (в случае аффективно-возбудимого типа — только после работы, направленной на формирование произвольной регуляции деятельности);

• дефицитарное развитие у детей младшего школьного возра­ста;

• «мягкие» варианты искаженного развития преимуществен­но эмоционально-аффективной сферы (4-я группа РДА по О. С. Никольской);

• дисгармоничное развитие, осложненное парциальной не-сформированностью смешанного типа.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ФПП

Нецелесообразно использовать программу в работе с деть­ми с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы (пусть даже имеющими «пробелы» в развитии простран­ственных представлений), поскольку это может привести к про­воцированию новой сферы сверхценных увлечений и интере­сов, еще более искажая тем самым всю структуру психическо­го развития ребенка.

Сама программа делится на два раздела. В ней семь после­довательных этапов (тем), каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овла­дение ребенком пространственными и пространственно-времен-


иыми представлениями в ходе его-развития1. Структура зада­ний от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых тополо­гических, координатных, метрических представлений вплоть до квазипространственных (языковых) представлений, наибо­лее поздно формирующимися у ребенка.

Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из кото­рых представляет собой работу на различных «уровнях» с обяза­тельной соответствующей вербализацией всех пространственных взаимоотношений (см. далее, а также материалы каждой серии).

Овладение каждым из этих уровней необходимо для проч­ного закрепления данного этапа, и только в этом случае допус­кается переход к следующему этапу программы. Например, только в случае, когда ребенок освоил пространственные пред­ставления «вертикали» — в начале через собственное тело, лицо и т. д., — возможно продолжение работы — формирование про­странственных представлений «горизонтали» и т. д. Такая орга­низация программы является оптимальной с точки зрения ре­ализации принципа замещающего развития.

Каждый этап программы имеет серии контрольных и сен­сибилизированных заданий, в том числе интермодальных, по­зволяющих определить степень амплификации сформирован­ных представлений и закрепления их в речи ребенка, актуаль­ного их использования. Контрольные задация к этапам и темам приведены в Приложении 1.

В соответствии с возрастом детей и ведущим типом моти­вации (игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избегания наказания) разрабатыва­ется и вид проведения занятий.

Выделяются и другие организационные параметры кор­рекционной работы, такие как:

• форма проведения коррекционной работы;

• продолжительность и режим занятий; I • подбор и комплектация групп.

1 Для удобства пользования материалами предлагаемых дидактиче­ских пособий этапы (темы) программы представлены в виде 5-ти отдель-II мх тематических серий (описания серий см. далее).


Выбор индивидуальной или групповой формы коррекцион-ной работы определялся, в первую очередь, структурой разви­тия пространственных представлений, особенностями регуля-торного развития ребенка, определяемых в ходе диагностиче­ского исследования, а также возрастом и выраженностью аффективных особенностей ребенка.

Индивидуальная форма работы, в основном, используется для детей с грубыми вариантами парциальной несформирован-ности различных типов, на начальных этапах работы с детьми с дисгармониями интрапунитивного типа, с искаженным раз­витием преимущественно эмоционально-аффективной сферы, с тяжелыми вариантами диффузно поврежденного развития и с тотальным недоразвитием как тормозимо-инертного типа, так и аффективно-возбудимого.

Также вывод на индивидуальные занятия необходим в том случае, если ребенок резко выбивается из темпа «движения» группы внутри решения коррекционных задач, пропускает много занятий.

В рамках апробированных программ мы сочли возможным и достаточно эффективным (при условии понимания семьей или воспитателем детского сада, группы ГПД, другими специ­алистами задач коррекционной работы и заинтересованности в ее результатах) такую форму работы, как консулыпативнд-кор-рекционные занятия.

При такой форме работы родителю или другому заинтере­сованному лицу давалось достаточно подробное описание заня­тий (их цели, последовательность, режимные моменты, спосо­бы выполнения и т. п. ). В ряде случаев родители присутство­вали на установочных занятиях специалиста с ребенком. После этого в течение определенного промежутка времени занятия проводились в домашних или иных условиях, а ребенок посе­щал специалиста лишь для выявления динамики изменения состояния и дальнейших рекомендаций (показа) по проведе­нию занятий. Таким образом, сам коррекционный процесс час­тично осуществлялся опосредованно, через другое лицо. Такая форма работы оправдывала себя в случаях, если ребенок по каким-либо причинам не мог регулярно посещать специалиста


или был слишком мал и быстро утомлялся при поездках. Бе­зусловно, огромную роль в эффективности такого вида работы играл не только социокультурный и образовательный уровень родителей, понимание ими коррекционных задач и высокая мотивация, но и возможность регулярного контакта с родите­лями (например, в случае ухудшения состояния ребенка), а также определенная технологичность собственно коррекцион­ной программы. Последнее дает возможность трансляции кор­рекционной технологии другому специалисту или родителям. Очевидно, что к этой форме работы необходимо подходить с большой осторожностью и пониманием определенных ограни­чений к ее применению.

Продолжительность и интенсивность (в режимном плане), в первую очередь, определяется допустимыми для кон­кретного ребенка или группы детей нагрузками, а также тяже­стью состояния ребенка и его возрастом. В большинстве случа­ев оптимально проведение двух занятий в неделю. Это не ис­ключает и других режимов работы в других направлениях коррекции. При этом длительность всего цикла занятий опре­деляется динамикой продвижения детей. Руководствуясь прин­ципом замещающего онтогенеза, важно понимать возможность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимости.

В целом весь курс рассчитан на 52-56 занятий (96-112 ака­демических часов) на протяжении октября — марта месяцев учебного года.

При этом важно понимать, что в определенных случаях, согласно принципу замещающего развития, существует возмож­ность (или необходимость) возврата на предыдущий этап рабо­ты. Этими «возвратами» и определяется отсутствие жестких сроков, относительная невозможность строгого следования кор-рекционному плану. Ориентировочные нормативы продолжи­тельности занятий по программе для индивидуальной и груп­повой форм работы приведены в Приложении 2.

Подбор и наполняемость групп (при групповой форме работы), в основном, определяется приведенными выше пока­заниями к коррекционной работе. Оптимальное количество де­тей в группе старшего дошкольного и младшего школьного воз-


растов — от 6 до 12 человек. При этом в группе могут нахо­диться дети с различной степенью несформированности про­странственных представлений. Как правило, в подобной груп­пе оказываются дети с различными особенностями регулятор-ной и эмоциональной сфер, что позволяет специалисту «разыгрывать» различные тактические сценарии и подходы как в работе с целой группой, так и в парах, тройках детей. Это предполагает и различные способы мотивации детей.

При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления об оптимальной наполняемости групп для де­тей разного возраста при использовании программы ФПП при­ведены в Приложении 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...