Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «если эта комната моя». Игра «мое любимое место в комнате». Игра «мячик потерялся». Игра «клад»




ИГРА «ЕСЛИ ЭТА КОМНАТА МОЯ»

В этой игре ребенок должен за определенной отрезок вре­
мени (например, 3-5 минут) четко представить и сформулиро-
| вать в речи, что и как он бы изменил (переставил, перенес,
| убрал и т. п. ) в комнате, если бы она была его.
[     Например: «То, что стоит ближе всего к нам справа — no-

li ставил бы в самый ближний правый угол» (полка с игрушка­ми переносится в угол). «... А то, что стоит слева от двери в дальнем правом углу комнаты, поставил бы за полкой с игруш­ками» (полка с книгами переставляется между полкой с иг­рушками и дверью — ближе к полкам с игрушками).

ИГРА «МОЕ ЛЮБИМОЕ МЕСТО В КОМНАТЕ»

Каждый ребенок должен описать координаты того места в I комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать осталь­ным, почему это место или предмет им нравится больше всего. Задача учителя заключается в том, чтобы дети услышали, как ' об одном и том же месте (пространственных его характеристи­ках) можно сказать по-разному.

Например: «... Больше всего мне нравится то, что находит-; ся слева от полки с игрушками» (говорит первый ребенок).


«... А мне то, что сзади, чуть правее, чем мяч» (второйребе­нок). Как видно из изображения, оба ребенка говорят о кошке.

ИГРА «МЯЧИК ПОТЕРЯЛСЯ»

Игра состоит в том, что дети должны высказать свое пред­положение того, где в комнате может затеряться мячик, есте­ственно, не называя самих предметов, мебели, и т. п., а говоря только об их пространственных характеристиках.

Например: «... Под тем, что находится слева от мальчика и перед секретером» (то есть под кроватью).

При этом в любых групповых играх участвует не только тот ребенок, который в данный момент объясняет, где что на­ходится, но и все остальные дети. Одни из них угадывают и называют предметы, о которых идет речь, другие могут пока­зывать их на изображении, третьи — замечают ошибки в указа­нии координат тех или иных предметов и исправляют допу­щенные ошибки.

Очень полезно, когда после такой проработки «чужой» ком­наты ребенок на следующем занятии способен подробно в ана­логичном «ключе» рассказать об игровой комнате или комнате, в которой он живет. Тема «Комната» является практически одной из первых и наиболее эмоционально значимой для детей данного возраста. Мало кто остается равнодушным, если есть возможность рассказать о своем, тем самым в работе учитыва­ется мотивационно-личностный компонент. Хорошо известно, что дети очень любят рассказывать о своем личном «простран­стве», поскольку, как показывает практика, они редко ходят в гости друг к другу и не имеют возможности похвастаться сво­им «уголком».

Лист 3 (таинственный остров). Одной из Косвенных задач работы над формированием пространственных представлений является работа по расширению словарного запаса и развитию умений использовать развернутый грамматически правильной фразы, пользуясь соответствующим лексическим запасом.


Работа с материалами листа'3 также предполагает умение ориентироваться в изображении трехмерного пространства, од­нако лексический запас, который ребенок должен использо­вать, значительно расширяется при работе с данным и следую­щим рисунком и, в то же время, работа над листами 3, 4 суще­ственно менее конкретна и предполагает необходимость включения механизмов воображения.

ИГРА «КЛАД»

Взрослый поначалу сам «придумывает» место, где, с его точки зрения, удобнее всего спрятать клад, и показывает де­тям, каким образом необходимо объяснять его местонахожде­ние (с использованием каких слов, в том числе наречий и пред­логов может проходить «поиск клада»). То есть взрослый, а в дальнейшем кто-либо из детей описывают место (со всеми под­робностями), где они будут искать клад. Другие дети из разных точек нарисованного пространства «прокладывают путь» (в вербальном плане) к месту, где спрятан клад. При этом можно ставить любое количество дополнительных условий (путь дол­жен быть безопасным, «движение» должно быть только пря­мым без «шагов» назад и т. п. ). Таким образом, косвенно осу­ществляется работа над произвольным распределением внима­ния и, соответственно, умением удерживать инструкцию.

Другой вариант той же игры предполагает обратную после­довательность: кто-либо из детей рассказывает, откуда и в ка­ком направлении он движется по острову. После объяснения ребенком своего пути другие дети должны определить, где же конечная точка, цель его «движения».

Это же изображение можно использовать и в играх, подроб­но описанных для листа 2.

Игры: «Где бы я мог спрятаться», «Самое страшное мес­то», «Ищем Пятницу»1, «Где живут пираты».

1 При использовании сюжета «Робинзона Крузо» предварительно не­обходимо кратко рассказать детям суть его приключений на острове, и кто такой Пятница, почему его так назвали.

55                                                         .


Важно, чтобы при работе с данными заданиями дети не только понимали и могли найти направление «пути» и конк­ретное место в пространстве острова, но чтобы как можно большее количество детей активно использовало накоплен­ные в процессе предыдущей работы сложные речевые конст­рукции.

Лист 4 (деревенский пейзаж). Логика построения заданий и игр с этим изображением полностью повторяет предыдущие. Можно предложить такие игры и задания: «По грибы», «Пря­чемся от дождя», «Долгое путешествие», «Самое красивое ме­сто», «Где бы я построил дом? ».

При работе как с этим, так и с предыдущим изображением возможно использование различных предметов и изображений на магнитной основе для большей «реалистичности» и повы­шения игровой мотивации (домик, сундучок, крепость, пират и т. п. ).

До начала работы с подобными изображениями чрезвы­чайно продуктивной для овладения не только пространствен­ными представлениями в их вербальном обозначении, но и для развития произвольных компонентов памяти, внимания является так называемая игра «Кроссворд». Эту игру удоб­но использовать как на этапе начала овладения двухмерным (плоскостным) пространством (сразу после игр в магазин), так на любом этапе работы — как самостоятельную игру-за­дание.

Работа с этим заданием особенно необходима в качестве базы для овладения числовым рядом и математическими пред­ставлениями.

На доске, а в дальнейшем и в тетради у каждого ребенка рисуется матрица 5x5 клеток с числовым обозначением столб­цов и строк (рис. _). На начальном этапе столбцы нумеруются (от одного до пяти) слева направо, а строки, соответственно, сверху вниз. Нумерация столбцов и строк сопровождается изоб­ражением соответствующих стрелок (слева-направо и сверху-вниз).


 

Вначале с детьми на изображении матрицы разбирается, что такое столбец, и совместно с детьми столбцы нумеруются от первого к пятому (предполагается, что работа с такого типа заданиями проводится с детьми, умеющими считать до 10 и владеющими чтением простых слов). Далее разбирается, что такое строка, и с левой стороны матрицы пронумеровываются строки. После этого для отработки навыков поиска места «по координатам» взрослый загадывает какое-либо место на мат­рице (например, «третий столбец — четвертая строка»), а дети на доске или на своих матрицах в тетради каким-либо обра­зом отмечают это место. Возможна также игра «Где живет Антошка» (в качестве Антошки используется лицо рыжего мальчишки из мультфильма на магнитной основе).

 

_____-------------------------------------------------------. —».

12      3      4      5

         
         
         
         
         

Рис. 1. Изображение матрицы

Далее дети должны научиться сами называть координаты того места, которое они задумали. При этом особое внимание должно быть уделено тому, что «адрес» какого-либо квадрата


матрицы всегда начинается с обозначения столбца и лишь за­тем соответствующей строки. Тем самым реализуется один из основных законов развития — «закон основной оси»1.

После того, как дети начинают легко справляться с поис­ком конкретного квадрата, может быть начата сама игра в крос­сворд. Пример подобного простого кроссворда представлен на рис. 2.

Для этих задач взрослый заранее в своей матрице прописы­вает буквы таким образом, чтобы они в направлениях слева-направо, сверху-вниз, по диагонали (берущей свое начало из левого верхнего или нижнего угла) составляли простые частот­ные слова.

1 Основные законы развития, в том числе «закон основной оси», при­ведены в книге «Проблемные дети: основы диагностической и коррекци-онной работы психолога». М.: Аркти, 2000.


При этом совсем необязательно, чтобы все квадраты матри­цы были заняты буквами. Начинать имеет смысл с небольшого количества слов (два-четыре слова).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...