Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Социальные инновации




Социальные инновации являются эффективным инструментом развития социального предпринимательства, поэтому необходимым представляется серьезное рассмотрение этого феномена.

Термин «инновация» берет свое начало от латинского слова «novatio», которое переводится как «обновление» или «изменение». Приставка « in» в переводе с латинского означает «в направлении». Таким образом, термин «инновация» можно перевести – «в направлении изменений».

Впервые этот термин был введен в экономический научный лексикон австрийским ученым Йозефом Шумпетером в 2012 году. В свой книге «Теория экономического развития»[29] он определил инновации как изменения с целью внедрения и использования новых товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, новых форм организации производства.

Согласно Й. Шумпетеру, можно выделить пять основных изменений, обусловленных инновациями:

- разработка и внедрение новых видов товаров и услуг;

- использование в производстве новых видов сырья, материалов, комлектующих;

- внедрение в производство новых технологических процессов;

- открытие либо формирование новых рынков сбыта товаров и услуг;

- реализация новых прогрессивных форм организации производства.

В настоящее время предложены десятки различных определений понятия «инновация». Не останавливаясь на цитировании этих определений и их критическом анализе, отошлем интересующихся читателей к работам[30], [31], в которых содержатся обзоры известных определений и их систематизация.

В Российской Федерации определение термина «инновация» установлено законодательно Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»[32]; согласно этому закону, «инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях».

Социальные инновации можно рассматривать как отдельный сегмент в общем комплексе инноваций. Считается, что термин «социальные инновации» в его нынешнем значении ввел в обращение Мухаммед Юнус, создатель концепции и механизмов микрофинансирования, лауреат нобелевской премии мира за спасение от нищеты миллионов людей.

В последние годы социальным инновациям стали уделять чрезвычайно много внимания правительства США и стран Европейского Союза. Считается, социальные инновации позитивно влияют на уровень занятости населения, его социальную защищенность, способствует ликвидации гендерного неравенства.

Существует достаточно много дефиниций понятия «социальные инновации», мы приведем только два из них, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени отражают содержание данного термина. Первое определение принадлежит Еве Бунд и ее коллегам[33]: «Социальные инновации представляют собой новые решения, отвечающие социальным потребностям и одновременно создающие новые или улучшенные системы взаимодействия, способствуют эффективному использованию ресурсов и расширению социальных возможностей».

Авторами второго определения являются Дж. Мулган и его коллеги[34]: «Социальные инновации – это инновационная деятельность и услуги, которые предназначены для удовлетворения социальных потребностей и которые преимущественно разрабатываются и распространяются через социальные организации».

Анализ только этих двух определений позволяет выявить несколько особенностей социальных инноваций:

- социальные инновации должны обязательно обладать новизной;

- обязательным условием появления социальной инновации является наличие социальной потребности, её актуальность в текущем периоде;

- реализация социальных инноваций, как правило, осуществляется через социальный сектор экономики;

- социальные инновации должны приводить к росту эффективности, в первую очередь, социальной.

Субъектами распространения создания, внедрения и тиражирования социальных инноваций чаще всего выступают социальные предприятия; граждане, вовлеченные в волонтерское движение; органы государственного и муниципального управления, формирующие программы социального развития и обеспечивающие их выполнение.

Для лучшего понимания объекта анализа всегда рекомендуют провести его классификацию по различным признакам. В литературе можно встретить различные классификации социальных инноваций[35], [36] .

В зависимости от масштаба использования различают:

· единичные социальные инновации, которые реализуются разово либо на каком-то одном объекте;

· диффузные социальные инновации, которые тиражируются на большое число объектов.

В зависимости от уровня использования можно выделить следующие виды социальных инноваций:

· используемые на микроуровне (в пределах организации);

· используемые на муниципальном уровне;

· используемые на региональном уровне;

· используемые в национальных масштабах;

· используемые в межстрановом пространстве.

В зависимости от сферы использования выделяют:

· инновации, направленные на повышение качества жизни людей (образование, здравоохранение, социальная защита и др. );

· инновации, используемые для решения экологических задач;

· инновации, способствующие повышению эффективности производства социальных благ;

· инновации, направленные на снижение уровня социального и гендерного неравенства.

В зависимости от степени новизны различают следующие социальные инновации:

· модификационные (незначительное улучшение услуг, процессов, социальных институтов);

· радикальные (существенное изменение услуг, процессов и социальных институтов);

· системные (формирование новых систем либо принципиальное изменение существующих).

Можно разделить социальные инновации на 5 относительно самостоятельных групп.

1. Сервисные инновации. Предполагают создание принципиально новых или усовершенствование существующих социальных услуг для удовлетворения актуальных социальных потребностей. В результате внедрения инноваций этой группы и производителей социальных услуг формируются профессиональные компетенции более высокого уровня по сравнению с существующими. Реализация сервисных инноваций предполагает таргетированный подход, т. е. инновации обычно ориентированы на какую-то конкретную группу потребителей, определенный географический сегмент и т. д.

2. Инновации в сфере социальных технологий. Инновационные социальные технологии – это методы и инструменты, направленные на создание и реализацию нововведений в общественной сфере.

3. Использование инновационных источников трудовых либо других производственных ресурсов. Чаще всего в социальной сфере это связано с созданием рабочих мест для лиц, нуждающихся в специальной социальной защите – безработных, людей с ограниченными возможностями, граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию.

4. Инновационные формы управления. Как правило, связаны с изменением механизмов принятия решений. Предполагается, что в эти механизмы будут вовлечены новые заинтересованные стороны, интересы которых ранее не учитывались.

5. Внедрение новых способов вовлечения потребителей социальных услуг. Данная группа инноваций связана с поиском новых форм участия потребителей в реализации социальных проектов и в их финансировании.

 

Дополнительная информация

Приведем примеры социальных инноваций, относящимся к различным группам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...