Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество рационального природопользования




Окружающая человека среда состоит из природных, природно-техногенных и техногенных (антропогенных) объектов. На территории субъектов Российской Федерации еще имеются природные объекты, но они требуют охраны и защиты, а также обустройства их территорий от посягательств сельского и лесного хозяйств, строительства поселений и дорог, отраслей промышленности и добычи полезных ископаемых.

В природно-техногенных объектах [64,65,66,67] внимание приходится уделять антропогенным элементам. При этом мастерство (teсhne) присуще не только человеку, но и всему живому. Поэтому техногенными элементами природной среды могут быть технические образования (норы сурков, плотины бобров, ульи диких пчел, муравейники и др.) не только людей. Таким образом, к техногенным объектам относятся созданные человеком и другими жителями природной среды, материальные предметы и вещественно-энергетические потоки природной среды.

В этом биотехническом подходе антропоцентризм ставится на второе место, а на первое место приходят принципы биоцентризма.

Это безоговорочно означает - чтобы сохранить природную среду для потомков, причем не только людей, приходится переосмысливать многие традиционные термины и понятия, даже и многовековые традиции, и технологические отношения к природопользованию.

Например, наиболее часто встречающимися техногенными катастрофами становятся реки с непредсказуемыми половодьями, горы с частыми оползнями, постоянно дующие в одном направлении и создающие на пашне эрозию ветра и пр. Силы природы тоже созидают и притом меняют экосистему и ландшафт на данной территории, причем ныне значимо по активности и интенсивности преобразований.

Такие негативно изменяющие природную среду силы многократно значимее многих видов достижений людей в технике и технологии.

В итоге, из-за высокой информационной неопределенности объекта будущего изобретения, для рационализации природопользования придется организовать циклы между наукой и техникой. Все эти циклы воспроизводства научных идей и технических решений пронизаны применением биотехнического принципа, выраженного математически в виде так называемого биотехнического закона [45, 46, 57, 60, 73, 77, 141, 142].

Этот закон успешно применен и в обработке данных по контролю качества образовательной деятельности студентов [46, 60, 73].

Продолжая тему качества образования, нужно отметить, что на первом месте находится успеваемость, причем в главном смысле этого слова - «успевать за временем» - как студентам, так и преподавателям, по принятым программам многоуровневого обучения. Это успевание можно оценивать по-разному, чаще всего применяется четырехзначная шкала неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично. Лучше всего перейти на 100-балльную шкалу успеваемости, а по Болонскому процессу – зачетные единицы. Однако формальный подход к многоуровневому образованию, в попытках натягивания европейской дидактики высшего образования личностей на советскую систему группово-бригадного обучения массы студентов, еще долго не даст качества.

На втором месте управления качеством образования находится установление приоритетов учебной работы по её видам. Увы, здесь у каждого свое мнение, так как программы обучения государственных стандартов, даже 3-го поколения, нечетко определяют приоритеты видов учебной деятельности. Стандарты нивелированы в среднем по стране, то же самое по аналогии, что средняя температура по всей больнице.

Многие считают, что первый приоритет имеют лекции. Да, в начале и в середине прошлого века так и было. Но ныне информационные технологии позволяют «вживую» слушать лекции маститых ученых, по Интернету знакомиться с любым лекционным материалом, а из библиотеки взять хорошие учебные пособия. Поэтому в настоящее время лекции, увы, давно уже не могут иметь первичный приоритет.

Первый приоритет нами дается производственным и учебным практикам научно-исследовательского характера. Они позволяют студенту лично на практике вжиться в тему НИРС, выбранную на первом курсе бакалавриата (а еще лучше в школе). В итоге после летней практики студент осознанно обрабатывает результаты собственные полевых опытов. Как правило, этот задел относится к поисковым экспериментам, в ходе статистического моделирования которых у студента на втором-третьем курсах обучения появляется апостериорная информация. Она во сто крат важнее априорной информации, получаемой от мало квалифицированного преподавателя на занятиях по учебным дисциплинам.

Только после обработки результатов экспериментов и выявления биотехнических закономерностей студент может осознанно подойти к отбору аналогов и прототипа для разработки заявки на предполагаемое изобретение. По мере подготовки такой заявки появляются новые научные идеи, которые на тех же природных объектах можно будет проверить новыми экспериментами. А для этого студент разрабатывает на основе прошлых личных технических решений новую методику полевых опытов. Если эксперименты удались, то снова по новой методике составляется новая заявка на предполагаемое изобретение. Так продолжается несколько лет, вплоть до завершения магистратуры.

Для поддержки НИРС были введены часы по лабораторным работам. Они распределяются между научными руководителями НИРС (преподавателями кафедры) в соответствии с численностью закрепленных на каждом курсе студентов. Более чем 10-летний опыт показал, что аудиторные часы нужно смело сокращать в пропорции 1: 3,5 по Болонскому процессу, отдавая приоритет НИРС и самостоятельной практической работе студентов (пропорция 1: 1,5: 2). Анахронизмом давно стали в нашей стране и сессии. Исключив их можно было бы завершить бакалавриат по одному направлению в три года, вместо нынешних четырех лет. А четыре года тратить на два направления, например, по защите окружающей среды и информационным технологиям.

Бригадно-групповой метод обучения, введенный в 20-х годах ХХ века, из-за нехватки квалифицированных педагогов, снова усилился ростом нормы численности группы не менее 25 человек. А для закладки творческих начал в каждой личности нужны группы студентов не более 9-12 чел. С третьего курса бакалавриата нужно начать внедрять личностно ориентированные активные методы образовательной деятельности на основе самостоятельной творческой деятельности каждого студента.

Чтобы в стенах технического университета подготовить плодовитого изобретателя, нужно полностью поменять не только менталитет высшего образования, но и всей системы воспитания и обучения молодёжи. Как и в технологически развитых странах с образовательной системой на практическое научно-техническое творчество, личностно-психологическая адаптация ребенка должна завершиться к семи годам.

Социально-психологическая адаптация с упором на самостоятельность принятия решений в семье, школе и в окружающей среде должна в основном сформироваться к 12-14 годам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...