Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные  формы. И  типологические слагаемые   литературного  процесса. Модернизм. Футуристы




I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ

И  ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СЛАГАЕМЫЕ   ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОЦЕССА

______________________________________________________________________

МОДЕРНИЗМ

Футуристы

Русский футуризм как литературное движение, оформившееся во втором десятилетии ХХ века на мировоззренческих основах антропоцентризма («Бог умер» – по Ф. Ницше), анархо-нигилистического отрицания традиционной культуры («Пощёчина общественному вкусу»), – находит в революционных потрясениях российского социума 1917 года благоприятную почву для дальнейшего утверждения претензий на гегемонию в создании нового «искусства будущего». Наиболее активно заявляла о себе в этом плане группа, развивавшая традиции кубофутуризма (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Кручёных, В. Хлебников).

Футуристические новации проявлялись прежде всего в области формы (языка, образа) – при «отражении» стремительно меняющегося «вещьного» мира. Вместе с тем форма представлялась самоценной, долженствующей передать особую «звучаль» революции. Был выдвинут лозунг «борьбы за 25 октября в области искусства» (т. е., коренного и радикального изменения его форм и функций).

Своеобразной трибуной футуризма послереволюционных лет являлась газета «Искусство коммуны» (Пг., издание Отдела Изобразительных искусств Наркомпроса; 1918-1919). В № 1 вместо передовой статьи напечатано стихотворение В. Маяковского «Приказ по армии искусств».

В период издания газеты (до апреля 1919 г. ) она являлась своеобразной трибуной футуризма. В №2 напечатано стихотворение В. Маяковского «Радоваться рано» с лозунгом: «А почему не атакован Пушкин? ». Примеры заголовков деклараций и статей на первой странице газеты (№№ последующих выпусков – 12, 16, 17): «Пролетариат – творец будущего, а не наследник прошлого»; «Разрушать – это значит создавать, ибо разрушая, мы преодолеваем своё прошлое»; «Мы прекрасны в неуклонной измене нашему прошлому».

В конце 1918 года выходит сборник стихов «Ржаное слово («Революционная хрестоматия футуристов») (Пг., издательство ИМО – «Искусство молодых») – с участием В. Маяковского, В. Хлебникова, Н. Асеева, Д. Бурлюка, В. Каменского.

Из вступительной статьи «Эту книгу должен прочесть каждый» (предполагается авторство В. Маяковского): «Мы спугнули безоблачное небо особняков зевами заводских зарев. Мы прорвали любовный шепот засамоваренных веранд тысяченогим шагом столетий. Это наши размеры – какофония войн и революций (…) Только с нами дорога к будущему (…)

Грядущее обрисует фигуру футуризма во весь рост; пока – это не мертвец, позволяющий себя анатомировать, а боец, разворачивающий знамя».

· Футуристические декларации 1918-1919-го годов ещё были в основном наполнены традиционными для этого течения анархо-нигилистическими лозунгами и заявками на гегемонию в «новом» искусстве; в то же время эти идеи всё теснее начинали связываться с социальными аспектами революционного преобразования общества.

 

К началу 1920-х гг. в Москве и Петрограде заявляли о себе и многочисленные менее заметные модернистские группировки, в той или иной мере «производные» от футуризма: эспрессионисты: (Т. Левит: «Флейты Ваграна», 1921; И. Соколов: «Бунт экспрессионистов», 1921); эмоционалисты (М. Кузьмин, А. Радлова, К. Вагинов: сб. «Стрелец», 1921); презентисты (Дир-Туманный: «Первая книга стихов», 1923); фуисты (Б. Перелешин, Б. Несмелов: сб. «Диалектика сегодня», 1923); а также центристы, орнаменталисты, беспредметники, биокосмисты и др.

Из манифеста литературной группировки биокосмистов в 1921 г. (А. Святогор, П. Иваницкий): «В повестку дня необходимо во всей полноте поставить вопрос о реализации личного бессмертия (…) Мы беременны новыми словами (…) Мы предчувствуем междометие встающего из гроба человека. Нас ждут миллионы междометий на Марсе и на других планетах. Мы думаем, что из биокосмических междометий… родится биокосмический язык, общий всей земле, всему космосу» (Сб. «Биокосмизм», №1).

Эстетика футуризма находила воплощение и в отдельных литературно-организационных формах до конца 1920-х годов. Например, в 1928 г. в Ленингадском Доме печати состоялся литературно-театральный вечер под названием «Три левых часа», организованный творческой группой ОБЭРИУ.

В «Афишах Дома печати» опубликован манифест группы, расшифровывающий аббревиатуру как ОБ/единение/ ЭР/еального И/скусства/ и призывающий «посмотреть на предмет» действительности «голыми глазами» и «увидеть его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты».

Творчество поэтов-«обэриутов» (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий и др. ) продолжало во второй половине 1920-х годов футуристическую традицию «заумной» поэзии (расширение её границ за счёт лингвистического эксперимента, «расколдовывания» слова и пр. ). Акцентируя эксцентрическое начало в эстетике, обэриуты противопоставляли обыденной «житейской логике» и реальности – особую «логику» и реальность искусства.

Объединение просуществовало до середины 1930-х г.; его литературные вечера прекратились после резко критических оценок в советской печати («реакционное жонглёрство», «литературное хулиганство» и т. п. ).

 

· В целом футуризм как авангардистское движение, воплотившееся в различных видах искусства (литература, живопись, театр и кинематограф) стратегию культурного нигилизма (в формах карнавального эпатажа), – играл для процессов литературного развития начала 1920-х годов наиболее заметную роль по сравнению с иными магистральными течениями русского модернизма, которые сложились в предреволюционную эпоху (символизм и акмеизм).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...