Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имажинисты. («Ассоциация вольнодумцев»). Левый фронт искусства




Имажинисты

(«Ассоциация вольнодумцев»)

Имажинизм явился непосредственным отражением новых реалий послереволюционной социально-исторической действительности, где модернистские тенденции по-своему отражали процессы самоопределения отечественной литературы. Название «имажинизм» (от лат. – imago: образ) восходит к английскому «имажизму» – англоязычной поэтической школе (Э. Паунд, Т. Эллиот, Р. Олдингтон) начала ХХ века, ставшей известной в России с середины 1920-х годов. В начале 1919 года в воронежском журнале «Сирена» и в московской газете «Советская страна» была опубликована «Декларация» имажинистов, где утверждался самоценный статус художественного образа, генерирующего творческий потенциал творца в его личностном «мироизъявлении».

Ядро группы имажинистов, именовавшей себя «Орденом», составили С. Есенин, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Последнему принадлежала первоначальная теоретическая разработка концепции имажинизма как искусства, свободного от формальных ограничений и социальной детерминированности: «Искусство не может свободно развиваться в рамках государства, которое поддерживает всяких демьянов бедных и так называемых пролетарских поэтов»; «Мы – имажинисты – группа анархического искусства… Да здравствует отделение государства от искусства…» (Жизнь и творчество русской молодёжи. – 1919 – №№ 28-29); «Образ для имажинистов – самоцель (…) Стихотворение не организм, а толпа образов»; «Слово вверх ногами – вот самое естественное положение слова, из которого должен родиться образ» (2х2=5. – М., 1920).

Концепция художественного образа как основы поэтического мышления была по-своему разработана и в теоретической статье С. Есенина «Ключи Марии» (М., 1920).

 

· В адрес эстетических, мировоззренческих и нравственно-этических концепций российского имажинизма неоднократно раздавались критические упрёки и обвинения – в аморализме и цинизме, провоцирующе-шокирующих творческих установках, стремлении к эпатажу и скандалу (как в творческой, так и в жизненной практике).

Вместе с тем с позиции современного видения истории русской литературы наиболее значимым предстаёт следующее.

В целом течение имажинизма с его стремлением акцентировать и сохранить (при всей «революционности» эстетических лозунгов) родовую сущность искусства – образность – возникает как своеобразная альтернатива процессам политизации и «утилизации» искусства в эпоху социальных потрясений, – когда с начала с 1920-х годов всё более актуалиризуются лозунги «социального заказа», «войны с художественностью» и классовой ангажированностью творческих задач.

 

Показательно, что в конце 1919 г. объединение имажинистов в Москве оформляется как творческая организация под официальным названием «Ассоциация вольнодумцев». Председатель «Ассоциации» – С. Есенин, он же (предположительно) автор Устава, где «Ассоциация» характеризуется как «культурно-просветительное учреждение, ставящее себе целью духовное и экономическое объединение свободных мыслителей и художников…». С «Ассоциацией» было организационно связано Кооперативное издательство московских писателей – «Московская трудовая артель художников слова». «Старостой» артели был С. Есенин: он же формально числился владельцем магазина («Книжной лавки») имажинистов.

В то же время в Москве открылось литературное кафе-клуб «Стойло Пегаса», одним из учредителей которого явилась «Ассоциация вольнодумцев» (имажинисты). В программе работы клуба «устройство митингов, лекций, чтений, бесед, спектаклей, концертов, выставок и т. п. ».

Будучи членами-пайщиками клуба, лидеры имажинистов (А. Мариенгоф, С. Есенин и др. ) получали отчисления от выручки, а также гонорары за свои выступления в кафе, что бывало порой единственным источником существования.

В 1920-1922 гг. «Стойло Пегаса» становится одним из центров московской литературной жизни и одним из характернейших явлений т. н. «кафейного периода» в русской литературе рубежа 1910-1920-х гг.

К началу 1920-х годов ряд литературных группировок и творческих сообществ прямо или косвенно обозначали свою ориентацию на социально-эстетические постулаты имажинизма: ничевоки (Р. Рок, С. Мар; сб. «Вам»: М., – Ростов н/Д, 1920); люминисты (В. Косин, Т. Мачтет. Провозвестие люминизма // От символизма до Октября. – М., 1924).

В 1922-1924 гг. «Ассоциацией вольнодумцев» организовано издание в Москве литературно-художественного журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Показательна нарочито-осознанная манерность названия – как своеобразный «вызов» формальным ограничениям и социально-политической детерминированности творчества.

Левый фронт искусства

(Леф)

В конце 1922 г. в Москве по инициативе ведущих представителей группы футуристов организационно оформилось литературное объединение «Леф» (Левый фронт искусства), ядро которого составили В. Маяковский, Б. Арватов, Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Шкловский, О. Брик. Не отказываясь от футуристического декларирования «нового революционного искусства», новых форм и средств поэтического языка, Леф в меняющихся исторических условиях (укрепление Советской власти, начальный этап построения социалистического общественного строя) был сориентирован на «утверждение тенденциозного реализма», отказ от «индивидуалистических кривляний», объявлял «войну художеству» и приоритет «литературы факта».

При этом отрицались как неактуальные принципы художественной условности и обобщения авторского образного вымысла, – как в литературе, так и в ряде иных видов искусства («не картина, а фотография, не рассказ, а очерк, репортаж, лозунг»). К лефовцам были близки кинорежиссёры С. Эй­зенштейн, Д. Вертов; был повышен интерес к хроникальному, документальному кино. В литературе активно осваивался принцип монтажа (как, например, в поэме В. Маяковского «Хорошо! » – при дроблении повествования на эпизоды-кадры). Был выдвинут лозунг «производства» искусства, «писателя-фабрики» как исполнителя общественного «социального заказа» («Искусство – радостный процесс ритмически организованного производства товаро-ценностей в свете будущего»).

Леф как творческое объединение просуществовал до 1928 года. Издавался журнал «Леф» (1923-1925; «Новый Леф» – 1927-1928).

 

· В целом программа и творческая практика Левого фронта была направлена на усиление утилитарных, прагматических функций искусства (информативных, агитационных и пр. ), на его деэстетизацию и одновременно политизацию.

Стремясь в публичных дискуссиях утвердить себя как весомое направление в искусстве, Леф в то же время настойчиво пытался освободиться от ярлыков «формализма» и «анархизма», подчеркнуть идеологическую основу своих эстетических концепций. Такое стремление было во многом обусловлено примером нарождавшихся пролетарских литературных организаций, утверждавших себя в искусстве с помощью социально-политических аргументов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...