Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нинобы коррекции нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания




Вопросы и задания

1) Проведение обследования интонационной сторо речи: а) обследование восприятия и понимания и тонации, б) обследование воспроизведения и уп требления интонационных средств.

2) Протоколы обследования интонации.


|мШЛ7

НИНОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

7. 1. Дыхательная гимнастика (. ттоматизация навыков нижнереберного дыхания)

Цыхание — главная функция человеческого организ­ма основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен доста-• ч'шый объем воздуха, который, проходя постепенно, ■ цщ'й через связки, как смычок по струнам, заставляет hs/чить «голосовой инструмент». Дыхание должно быть *« пшиым, целенаправленным. О типах дыхания — см. 1 мну 2. 3. «Понятие об интонации в психофизиологии». Дыхание, голосообразование и артикуляция — вза­имообусловленные процессы, поэтому тренировку дыха­нии, улучшение голоса и уточнение артикуляции прово-111 одновременно. Задания усложняются постепенно: ци пировка речевого выдоха сначала проводится на от-i пьных звуках, потом — на словах, затем — на корот-■ ой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать (*1*«шильное речевое дыхание можно с помощью ладони, > ■ ни положить ее на область диафрагмы.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику шщнереберного диафрагмального дыхания с активиза­цией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать

•   I о ритм, а также правильное соотношение вдоха и вы-
iitxa, распределение выдоха на определенные речевые
mi резки, согласование процессов дыхания и голосоведе­
нии.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой спо-

*   ибствуют воспитанию правильного речевого дыхания с
V»линейным, постепенным выдохом, что позволяет про-
п шосить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений:

• Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через

|ИУГ.

• Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слиш-
s ом много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью,


а сохранить небольшой запас в легких. Выдох дол быть естественным, экономным, без усилий, дыхание форсировать.

• «Добирать» воздух только между смысловыми резками во фразе.

• Следить за тем, чтобы во время упражнений не б ло напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи поднимались при вдохе.

• Необходимо дышать свободно, избегая судоро ности и толчков в дыхании.

• Выдох должен сочетаться с работой артикуляцио ного и голосового аппарата.

В дыхательной гимнастике используются упражн ния:

1, Упражнения для воспитания навыков правильно полного вдоха и выдоха

Данные упражнения выполняют первоначально л жа, затем сидя и стоя. Упражнения направлены на к ординацию ротового и носового дыхания, на выработ нижнереберного, типа дыхания при активном участи диафрагмы.

Упражнение 1. Руки положить на область диафрагм Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдо нуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне При этом живот опускается и в конце выдоха втяги ется. Для контроля ротового выдоха рекомендуется П" износить звуки «шшш... » или «ффф... ».

Упражнение 2. На область диафрагмы положить khj гу или журнал. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и н торопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стен живота выпятилась вперед, поднимая книгу. Выдох про изводится через рот плавно и по возможности полне* При этом живот опускается и в конце выдоха втягива ется — книга опускается. Для контроля ротового вьщох рекомендуется произносить звуки «шшшш... » или «ффф... ».

Упражнение 3. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась впе­ред. С поочередным подтягиванием колен к животу осу-90


п. пишется выдох. Вьщох производится через рот плавно! > -•*•* иозможности полнее. При этом живот опускается и -I |, ппце выдоха втягивается. Для контроля ротового й! > «> вд, рекомендуется произносить звуки «шшшш... » |i ффф... ».

Упражнение 4. Плавно и неторопливо вдохнуть так, п мы верхняя передняя стенка живота выпятилась впе-j< ■ < С одновременным подтягиванием колен к животу I- штвляется выдох. Выдох производится через рот и < «нно и по возможности-полнее. При этом живот опус-» < и--ц и в конце выдоха втягивается. Для контроля ji итого выдоха рекомендуется произносить звуки •нпкиш... » или «ффф... ».

Упражнение 5. Руки положить ладонями на ребра (на Г'чы, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) |> 1., м|уть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как 1«> чодятся ребра под напором входящего в грудь (в лег-• ш1) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный ■ M. t'M воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки (милшы ощутить, как опали ребра.

Упражнение 6. Сидя на полу: руки развести в сторо­ны и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи, наклонить туловище три раза спокойно и плавно впе-|ач(, — выдыхать в три «рывка», на выдохе произносить

Вели наступила усталость, то упражнения на дыха-mw можно чередовать с упражнением «Тряпичная кук-|'К все тело максимально расслаблены, руки «болтают-ф>, как у Пьеро. На выдохе следует «выстанывать» глас­ные звуки: «Аааа... », «Оооо... », «Уууу... », тем самым иырабатывается навык «мягкого» голосоведения, что не-хНходимо для преодоления смыкательного гортанного > ■ поэма. -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...