Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический такт, понятие и условия овладения




«В воспитании все дело в том, кто воспитывает», – говорил Д.И. Писарев. Общение учителя с детьми определяется личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щед­ростью, его «валентностью», по меткому выражению А.В. Петровского, то есть способностью привораживать определенное число детских сердец, вступать в психологи­ческий контакт с воспитанниками.

Центральным условием, характеризующим возможность установления и поддержки психологического контакта с детьми, является наличие педагогического такта. Следуя требова­ниям педагогического такта, педагог сможет выработать демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения.

Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регули­ровать взаимоотношения людей. Такт — «это форма поведения, когда чело­век идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабле­ние одного нравственного требования во имя верности другим». Правильно считать такт не избежанием трудностей, а умением увидеть более краткий путь к цели.

Однако общий такт и педагогический – не одно и то же. Педагогический такт – профессиональное качество учителя. Педагогический такт отличается от общего понятия так­та тем, что обозначает не только свойства личности учите­ля (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспи­тывающее, действенное средство влияния на детей.

Итак, педагогический такт – это умение учи­теля устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися, это профессиональное умение учителя найти и правильно применить наиболее эффективное в данных условиях средство воспитательного воздействия на учащихся, которое способствовало бы их человеческому достоинству.

Педагогический такт предполагает наличие чувства меры, а значит, умения дозиро­вать средства воздействия, не допуская крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К.Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все­го дела в шутку, ласковость без приторности, справедли­вость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Дозировка влияния проявляется и в использовании вос­питательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой расфасовки и режима приема, так и слово учителя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрез­мерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости.

Педагогический такт включает уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимание к их психическим состояниям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного до­стоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педаго­гическому воздействию, делает их соучастниками воспи­тания.

Уважение, душевная теплота не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и тре­бовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося педагог варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявления внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с воз­растом детей. По отношению к малышам – непосредственно и конкретно: можно обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и «детскость» обращения их раз­дражает.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении).

Педагогический такт предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен педагог, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышлен­ного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощу­тил радость от своих усилий, от успехов. Доверие действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если оно сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Доверие – не попустительство, но и контроль должен быть не педантичным, не угнетающим подозрением.

Культура общения педагога, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во вне­классной работе, на досуге,

Условия овладения. Педагогический такт воспитывается, педагогическим тактом приобретается вместе с мастерством, это результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специ­альных знаний и в выработке умений общения с детьми.

Какие знания должен иметь учитель, стремясь овладеть педагогическим тактом? Знание психологии возраста и ин­дивидуальных особенностей современных детей. Стиль об­щения с подростками должен включать оттенки: уважения, признания, доверия в сочетании с твердостью, подчеркнутой деловитостью и серьезностью.

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И, конечно же, необходи­мы знания способов воздействия на учащихся, которые дол­жны переходить в умения:

любить детей и показывать свою любовь;

наблюдать, видеть внутренние пружины поведения де­тей;

ориентироваться в обстановке;

избрать целесообразный способ воздействия.

Здесь важ­ны знания обходных путей воспитания: «Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе...»; «Ты все понимаешь», «Я надеюсь на тебя» (обращение к его чувству взрослости).

беседовать с детьми (Нетактичный педагог отводит уче­нику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходи­тельность словом, жестом, мимикой).

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...