Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы педагогического общения.




1. Отношение педагога к детям – выражение общест­венных требований.

2. Искренность педагога – залог его прочных контактов с воспитанниками; она основывается на том, что усвоенные требования общества пропущены педагогом через собствен­ные установки и стали потребностями его личности.

3. Для успешного взаимодействия со школьниками следует адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует уме­ние управлять своим эмоциональным состоянием: воспита­тельному процессу вредит раздражительный тон, преобла­дание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении педагога и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и сохранении собствен­ного достоинства педагога. Надо уважать индивидуаль­ность каждого школьника, создавать условия для самоут­верждения его в глазах сверстников, поддерживать разви­тие положительных черт личности.

5. Педагогу необходимо позаботиться о благопри­ятной самопрезентации: показать ребятам силу своей лич­ности, увлечения, умелость, широту эрудиции.

6. В виду того что для общения является характерным элемент неопределенности, связанной с недостаточностью ин­формации относительно психического состояния и мотивов поведения ученика, педагогу следует развивать наблюда­тельность, педагогическое воображение, умение читать по лицам эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу си­туаций и принятию решений основывается на умении педа­гога принимать роль другого – ученика, родителей, колле­ги, становиться на их точку зрения.

7. Важным показателем мастерства педагогического общения является увеличение рече­вой деятельности учеников за счет уменьшения речевой дея­тельности педагога, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения способствуют использование повто­ров мыслей школьников, ссылки на высказывания учащих­ся, уменьшение прямых требований.

8. Памятуя важный педагогический принцип – опора на положительное, следует быть щедрым на похвалу. Хвалить целесообразно в присутствии коллектива, а обращаться к наказаниям вначале лучше наедине. В общении важны сло­весные и невербальные средства: жесты, мимика, взгляд. Использование их разнообразит репертуар воздействия, а зачастую и усиливает его влияние.

9. Принципу опоры на положительное надо следовать и в общении с родителями. Не следует злоупотреблять жалобами на детей, тем более неэффективно начинать с них разговор. Задача педагога – сделать родите­лей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышление, что возможно в случае, если учитель продемонстрирует искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу по поводу создавшейся неблагополуч­ной ситуации, уважение к мнению родителей, желание со­трудничать. Нужно чаще нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

10.Контакты с родителями и детьми должны строиться на содержательной, продуктивной основе. Начинающему педагогу зачастую недостает умения прийти к взаимопони­манию из-за беспредметного разговора, «вымученной» бе­седы, хуже того – нетактичного расспроса. Содержание разговора должно быть интересным обеим сторонам, об этом следует позаботиться в первую очередь педагогу.

11.Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозмож­но дать и точные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформиро­вать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.

12.В общении со школьниками следует помнить о под­держании авторитета коллег-учителей. Потеря авторитета коллеги может быть в определенной мере и ослаблением педагогического влияния на школьника вообще.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...