Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

72. Президентские системы. 73. Сравнение институтов парламентской, президентской систем.. 74. Государство, гражданское общество и коррупция (С. Кордонский).




72. Президентские системы

Президент — выборное должностное лицо, представляющее всех граждан государства.

В условиях президентской системы правительство находится под полным контролем президента и не играет самостоятельной политической роли.

Выделяют следующие признаки, совокупность которых безошибочно отличает президентскую систему от всех прочих: 1) всенародные выборы главы государства — президента; 2) президент определяет состав правительства и руководит его деятельностью; 3) президент имеет значительные полномочия в области законодательства; 4) сроки нахождения у власти как президента, так и парламента жестко фиксированы и не зависят друг от друга.

Президентско-парламентская и премьерско-президентская системы появилась в странах «Третьего мира» при попытке создания системы США. Президент получал всю полноту власти, несмотря на существование парламента. За такими системами обычно скрывают личное правление, т. е. диктатуры.

 

73. Сравнение институтов парламентской, президентской систем.

Парламентом – многочисленный по составу выборный орган, члены которого равны по статусу. Президент — выборное должностное лицо, представляющее всех граждан государства. Разница между парламентом и президентом носит сугубо количественный характер: членов парламента — много, в то время как президент — один Институт, осуществляющий эффективное политическое руководство – правительство.

«Чистые типы» президенциализма и парламентаризма характеризуются фактическим отсутствием кого-то одного из перечисленных «игроков»: в условиях президентской системы правительство находится под полным контролем президента и, стало быть, не играет самостоятельной политической роли, а в условиях парламентской системы президент либо вообще не избирается, либо выполняет лишь функцию церемониального руководства.

Президентская:

1. Наличие фигуры президента, которого можно переизбрать.

2. Президент и парламент избираются независимо друг от друга

3. Ответственность правительства перед президентом.

4. Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку (или вместе с назначенным главой), сам назначает и смещает с должности министров.

5. Президент обладает правом наложить вето на законы, принимаемые парламентом. Не может распустить парламент.

6. Он является главой государства и возглавляет исполнительную ветвь власти, являясь одновременно главой правительства (однако в некоторых случаях он назначает главу правительства).

7. Президент обладает правом законодательной инициативы, он же утверждает законы через их подписание.

8. Парламент не может отправить правительство в отставку, но может выразить вотум недоверия, может воспользоваться правом вето на должностные назначения президента.

9. Парламент утверждает правительственный бюджет, то есть в денежном вопросе правительство полностью зависит от парламента.

10. Нельзя являться одновременно членом парламента и членом правительства;

 

Парламентская

1. При выборах в парламент может пройти партия, потерпевшая поражение на выборах.

2. Президент назначается парламентом

3. Ответственность правительства перед парламентом;

4. Формирует правительство, которое состоит из членов партий, имеющих большинство голосов в парламенте.

5. Парламент может отозвать правительство, выразив ему недоверие. Правительство, в свою очередь, может потребовать роспуска парламента.

6. Имеет в основном представительские функции, сосредоточение же реальной власти происходит в руках главы правительства – премьер-министра или канцлера.

7. Президент не имеет права законодательной инициативы, он не может и использовать право вето на законы парламента.

8. Президент формально назначает главу правительства – премьер-министра, который, как правило, является главой фракции, имеющей большинство голосов в парламенте.

9. В некоторых случаях ( очень-очень-очень редко ) глава государства может распустить парламент.

10. Возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента.

 

74. Государство, гражданское общество и коррупция (С. Кордонский).

В России слишком громоздкое государство и слишком слабое гражданское общество. Но импорт европейских институтов гражданского общества не приживается в стране и существует лишь за счёт финансовой поддержки. Нефункциональность испортных институтов не означает отсутствие гражданского общества в России. Сильное и совсем не стремящееся организовываться гражданское общество — специфика России. Никакая государственная инициатива не реализуется, если при этом не учтены частные, общественно-гражданские интересы чиновников.

Неорганизованное гражданское общество — оборотная сторона всеорганизующего государства. Оно носит неформальный характер. Коррупция является элементом гражданского общества, т. к. она позволяет граждан достигать целей, продвигать свои интересы.

Такая эффективность достигается за счет уникальной институализации. Существуют общераспространенные и устойчивые институты гражданского общества: домашнее или ресторанное застолье, баня с девочками и без, охота и рыбалка, самодеятельные клубы (такие как игра в футбол по субботам у чиновников мэрии Москвы), совместный отдых, дачные сообщества. В последнее десятилетие весьма значимым институтом гражданского общества стало конфессиональное общение. В российской провинции роль институтов гражданского общества иногда выполняют офисы политических партий, если через эти партии можно «решать проблемы». И сами политические партии являются скорее элементами гражданского общества, нежели политическими организациями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...