Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

75. Невыборные власти (институты, органы): определение, роль, функции, особенности.




75. Невыборные власти (институты, органы): определение, роль, функции, особенности.

Невыборные власти – это институты, которые всегда и при всех полити­ческих режимах формируются без демократической процедуры:

- бюрократия,

- армия

- судебная власть (с некоторой оговоркой: судьи избираются, но пожизненно)

- средства массовой коммуникации

Значение всех четырех видов невыборных властей в современном мире возрастает. В связи с этим особую важность приобретает проблема установления эффективного политического контроля над невыборными властями.

+ Смотри 57-60

 

76. Бюрократия как политический феномен: определение, роль, функции, особенности.

Слово «бюрократия» было изобретено французами в прошлом веке, но за ним стоит очень древний феномен.

Классической считается теория бюрократии, разработанная Максом Вебером. Бюрократия это необходимый элемент рационально-правовой власти, являющейся продуктом социального и политического развития европейской цивилизации. Если следовать за Вебером, в бюрократии можно усмотреть работающую по своим собственным законам административную машину, совершенно оторванную от мира политики, а в чиновниках - элементы этой машины. Однако, все это весьма и весьма далеко от действительности.

В классической теории бюрократическая организация характеризуется:

1) эффективностью (за счет строгого разделения обязанностей между членами организации);

2) строгой иерархизацией власти (позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за нижестоящими);

3) формально установленной и четко зафиксированной системой правил;

4) безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений.

Важнейшей характеристикой административной структуры является уровень ее централизации.

Также бюрократия обладает административным рекрутированием. Под административным рекрутированием будем понимать пополнение бюрократического аппарата новыми людьми.

На первый и чисто поверхностный взгляд, бюрократия выполняет одну, но важнейшую, функцию — она проводит в жизнь законы, принятые законодательным собранием страны, и решения, принятые органами исполнительной власти. Таким образом, наиважнейшая задача бюрократии – под наблюдением политического звена исполнительной власти проводить политику в жизнь.

Хотя у бюрократии и в самом деле есть свое строго очерченное место и ей предписана беспристрастность, чиновничество оказывает сильнейшее влияние на политический процесс, в любой политической системе выполняя при этом несколько важнейших функций. Наиболее важными из них являются:

- функция административного управления

- совещательная и консультативная функция

-функция артикуляции и агрегирования интересов

- функция поддержания политической стабильности.

Необходимо отметить, что бюрократии современных развивающихся стран сформировались под сильным воздействием западных образцов.

В настоящее время набирает актуальность вопрос о том, каким образом обеспечить ответственность бюрократии, увеличивающей объём полномочий и каналов влияния на политику, перед политическим руководством. Вопрос остаётся открытым по сегодняшний день.

77. Армия как политический феномен: определение, роль, функции, особенности.

 

Армия представляет собой замкнутую, иерархически организованную корпорацию государственных служащих. Армия является основной опорой власти. Государство отличается от всех иных институтов легитимной возможностью применять насилие. Механизмом применения насилия является институт армии.

Тем не менее, армия нуждается в политическом контроле: силовые кадры всегда могут использовать свои ресурсы для захвата власти. Предотвратить такую перспективу – важнейшая задача политиков во всех без исключения формах правления.

Выделяют внутренние и внешние функции:

а) внешние – сохранение неприкосновенности границ, обеспечение суверенитета государства, благоприятных условий для осуществления внутреннего комплекса задач, решения проблем, имеющих общечеловеческое значение, помощь жертвам агрессии, союзникам;

б) внутренние – обеспечение власти господствующей социальной группе, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, грозящих развалом государству, т. е. сохранение его территориальной целостности, воспитание у граждан готовности защиты своей Родины.

Особенность армии в том, что она не входит в традиционные ветви власти, но при этом оказывает на политические процессы огромной влияние.

78. Судебная власть как политический феномен: определение, роль, функции, особенности.

Судебная власть – ветвь власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции других законов самой законодательной и исполнительной властью. Изначально модели демократии настаивали на независимости суда от вмешательства со стороны политиков.

Судебная власть выполняет ряд функций. Основная, наиболее важная из них, — осуществление правосудия. В качестве одной из функций судебной власти может рассматриваться и толкование правовых норм. Существует важная с политической точки зрения функция судебной власти, как ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России. Но в большинстве развивающихся стран судьи служат объектом манипуляций и запугивания со стороны исполнительной власти. Можно утверждать, что судебная власть в собственном смысле слова — атрибут и признак либеральной демократии.

Особенности заключаются в том, что между юриспруденцией и политикой есть общее. Применяя законы, судьи по необходимости интерпретируют их, наполняя реальным смыслом. Это составляет основу их политического влияния. Независимость судей в условиях либеральной демократии обеспечивается механизмами их избрания или назначения. Главные способы: выборы судей всеобщим голосованием; выборы парламентом; назначение главой исполнительной власти; кооптация. При условии «хорошего поведения» судьи сохраняют свое положение пожизненно. В формировании судебной власти нет обратного хода: орган, определивший ее структуру, уже не может ее изменить. Это и составляет основу независимости судов. Но независимость при этом не означает нейтральность.

Роль судебной власти в создании основ политического соучастия, обеспечении безопасности и предотвращении ущемления прав граждан.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...