Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Общество как социальная система: сущность и основные характеристики.




7. Общество как социальная система: сущность и основные характеристики.

Категория «общ-во» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общ-во функциональной системой элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. К. Маркс рассматривал общ-во как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деят-сти; в основе общ-ной жизни лежит экономич. базис. По М. Веберу общ-во есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т. е. ориентированных на других людей) действий. В социологии XX – начала XXI века ведущим является системный подход к общ-ву, в нем общ-во трактуется как сложная соц. система, состоящая из 4 подсистем: экономич-ой, соц., политич., духовной сфер жизни. В отечественной социологии выделяют следующие признаки: 1. социальность (от латинского socialls – совместный, общественный), выражающая общ-ную сущность жизни людей, соц. специфику их отношений и взаимодействий. 2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, кот. действуют относительно друг друга.

3. территория, на кот. развиваются соц. взаимод-вия.

4. существование, функционирование и развитие в соц. пространстве и соц. времени.

5. высокий ур-нь самоутверждения и саморегуляции. 6. наличие спец. органов для осущ-ния саморегуляции – соц. институтов.

7. любые изменения и события, происходящие в общ-ве, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деят-ти людей.

8. наличие соц. структуры, кот., являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям, находится в процессе динамичного развития.

Все названные признаки общ-ва, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы.


 

9. Основные направления и школы в социологии.

Направление социологии - это объединение социологов, разделяющих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.

Школа социологии - союз социологов-единомышленников, имеющий: а) четкие пространственно-временные границы; б) признанного лидера или лидеров; Альтернативная социология - леворадикальное направление в социологии, противопоставляющее себя академической и прикладной социологии. Исследования, проводимые альтернативной социологией, направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.

Аналитическая школа: а) делает основной акцент на изучение индивидуального внутреннего мира, установок, ценностных ориентаций индивида; б) стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения их определенных типов (метод типичных случаев).

Географическая школа в социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.

Естественнонаучная школа в социологии - установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности.

Математическая школа в социологии - направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.

Социальная критика - направление в социологии, главной задачей которого является критический анализ существующих теорий общества и создание такой социологии, которая могла бы способствовать преобразованию и улучшению существующего социального мира.

Социальная критика распространяется на проблемы личности, отчуждения, бюрократизации, дегуманизации труда, преступности, наркомании и т. д.

Формальная социология - направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.

Чикагская школа в социологии - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция.

Школа " интеллектуальной истории" - школа в социологии, ориентирующаяся на изучение социально-экономических, философских, научных, религиозных и других идей, играющих ключевую роль в процессе познания.

Важнейшими направлениями социологии конца XIX - начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, механическое, технократическое, демографическое, географическое, формалистическое и др.

В ходе этого приспособления у общества специализируются особые органы - " институты", которые делятся на 3 вида:

1) продолжающие род человечества (брак, семья);

2) распределительные (экономические);

3) регулирующие (религия, политическая система).

Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества - индивида.

Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...