Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первобытное искусство и его основные характеристики (способы и методы изображения).




Билет №3

1) Первобытное искусство и его основные характеристики (способы и методы изображения). Описание Палеолитической Венеры, звериный стиль.

 

Первобытное искусство и его основные характеристики (способы и методы изображения).

Способы и методы изображения

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнообразных воззрений.

Появляются обобщенно-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.

Искусство в эпоху палеолита.

Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

Искусство в эпоху мезолита и неолита.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла.

Искусство бронзового века.

Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

Описание Палеолитической Венеры, звериный стиль.

С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы.

 

Звериный стиль

Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).

 

2) Особенности Северного Ренессанса. Мифология в работах Босха и Брейгеля старшего.

 

Особенности Северного Ренессанса.

Северное Возрождение, конечно, имеет свою специфику, свое неповторимое лицо. Тем не менее, и у Северного, и у классического итальянского Ренессанса была общая основа - гуманистическое движение.

 

Иероним Босх

«Извлечение камня глупости»

На картине изображены четыре человека: «доктор», его пациент, монах и монахиня. Так называемый целитель извлекает из головы подопечного цветок; ещё один, уже извлечённый, лежит на столе. На фоне – однообразный пейзаж.

Во-первых, сама форма картины – круг – как бы охватывает весь мир и говорит о том, что подобные ситуации происходят везде, ведь глупость и шарлатанство – это явления повсеместные. За пределами круга написано: «Мастер, извлеки камень. Моё имя – Лубберт Дас». Имя персонажа выбрано неслучайно: в нидерландском фольклоре им часто называли простаков и слабоумных людей, легко ведущихся на обман.
В образе «врача» есть странный головной убор – перевёрнутая воронка на голове. Такое неправильное её положение символизирует хитрость, ложь. Кроме того, воронка может отсылать зрителя к алхимии, которой Босх в своём творчестве придавал демонические свойства.
На поясе шарлатана висит пустой кувшин – знак ненасытности, бесконечной жадности и корысти. Другой кувшин – вероятно, с вином – держит монах, и в таком случае сосуд символизирует пьянство.
Монахиня держит на голове книгу. Она используется неправильно и потому подобна воронке у шарлатана, тоже означая лжемудрость и неправильный, неестественный ход вещей. Ещё один намёк на обман – кошелёк пациента, пронзённый ножом.
Объяснить, почему Босх изобразил цветы вместо камней, уже не так просто. Есть две основные версии: согласно первой, названия тюльпанов и гвоздик на нидерландском языке связаны с глупостью и камнями соответственно; вторая же версия связана с религиозным подтекстом, где цветы – запретные плоды – также означают глупость.

 

«Корабль дураков»

На картине изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту. Видно, что они представляют разные слои общества. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду.
Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, - знак сатаны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...