Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. ГЛАВА 5. Методы управления. Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности.




Контрольные вопросы

 

1 Что такое субъект управления?

2. Что представляет собой объект управления?

3. Каковы основные компоненты управленческой структуры?

4. Что представляет из себя организационная структура управ­ления?

5. Каковы характеристики управления в низовом, среднем и

высшем звеньях управления

6. Каковы основные функции управления?

 

ГЛАВА 5. Методы управления

Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности, как общена­учных, свойственных любой сфере познания и преобразо­вания действительности, так и специфических, свойствен­ных только управленческим взаимодействиям.

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности.

В соответствии с этой отличитель­ной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системною упорядочения управленческих действий, благодаря кото­рому определяются цели и задачи управления, анализиру­ются варианты возможных управленческих решений и вы­бираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавлива­ются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых про­блем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение.

Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, опираю­щийся на системный и комплексный подходы к управле­нию. Моделирование представляет собой исследование ка­ких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.

Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой кол­лектив, например) и определенное подчинение видов дея­тельности этой общности целям самого эксперимента. Со­циальный эксперимент - это такой метод, применяемый в. управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателя деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Общенаучные методы составляют в своей совокуп­ности тот фундамент, на котором возводится многоуровне­вое и многогранное сооружение более конкретных, специ­фических методов, применяемых в теории и практике управления. Все их многообразие может быть классифици­ровано по двум основаниям - 1) по содержанию применяе­мых методов, их направленности и организационным фор­мам и 2) по осуществляемым ими функциям.

По содержанию, направленности и организационным формам методы управления подразделяются на:

 организационно-административные, основанные на ди­рективных указаниях высших управленческих структур;

 экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;

 социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управ­ляемой подсистеме.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стиму­лирования активной производственной (реже - непроиз­водственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоря­жения, указания и т. п. ), сколько на экономическое стиму­лирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управ­ления резко возрастает в условиях развития рыночных от­ношений, ориентированных на получение прибыли и воз­можно более высокого дохода.

 

К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся: 1) налоговая система страны и 2) кредитно-финансовый механизм. К экономическим ме­тодам, которые применяются на уровне организации, фир­мы, учреждения и т. п., относятся: 1) система заработной пла­ты и других форм материального поощрения работников; 2) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффектив­ность работы; 3)система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

Важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социаль­но-психологических методов управления. В своей сущно­сти они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия.

Группа методов планирования осуществляет разра­ботку прогнозов, включает в себя методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, мозговой атаки, экспертных оценок, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и др. Рассмотрим в качестве примера метод экспертных оценок, который широко применяется не только в теории и практике управления, но. и в процессах получения и использования социологической информации. Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определе­ния наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем. Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, запол­няют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее реше­ния. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторя­ется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению.

В теории и практике управления чаще всего используется концепция мотивации деятельности, предложенная американским психологом и социологом А. Маслоу, разработавшим иерархическую систему потребностей. Согласно его концепции, существуют пять основных групп потребностей.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания и включают в себя потребности в еде, воде, жилище, отдыхе.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают защищенность от физических и психоло­гических опасностей со стороны окружающего мира и уве­ренность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем.

Социальные потребности включают в себя чувст­во принадлежности к определенному социальному слою (предприниматели, менеджеры, фермеры, рабочие и т. п. ). Чувства социального взаимодействия, привязанности, под­держки, духовной близости, дружбы, любви, В обеспече­нии этого вида потребностей приоритетная роль переходи! к социально-психологическим - методам управления, соз­дающим условия и возможности самоутверждения и само­реализации работников.

Потребности в уважении выступают как специ­фическая разновидность социальных потребностей и вклю­чают в себя потребности в самоуважении, в приобретении компетентности, признания, уважения со стороны окру­жающих. Здесь также решающая роль принадлежит соци­ально-психологическим методам управления.

Потребности самоуважения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в соци­альном и духовном развитии собственной личности. И в этом случае решающую роль играют социально-психоло­гические методы управления, хотя наибольшего эффекта они достигают в единстве с экономическими и организационно-административными методами управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...