Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 8. Информационное обеспечение управленческой деятельности




В процессе осуществления межличностной коммуни­кации работнику, занимающемуся управленческой дея­тельностью, необходимо уметь (или учиться) преодолевать преграды, которые могут возникнуть в практике межлич­ностного общения.

Во-первых, следует иметь в виду, что одна из таких преград может возникнуть в результате кон­фликта между сферами компетенции или основами сужде­ний отправителя и получателя сообщения.

Во-вторых, информация, вступающая в противоречие нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, может либо полностью отвергаться, либо искажаться реципиен­том в соответствии с его опытом или прежде усвоенными понятиями.

В-третьих, преграды, возникающие в процессе ком­муникационного взаимодействия, могут возникать из-за различия в социальных установках людей. Дело в том, что установки способны смещать восприятие людей и влиять на их поведение. Если получаемое сообщение расходится в своей сущности с установками получателя информации, последний может ее игнорировать, оценивать негативно или поступать совершенно в противоположном направле­нии, чем это вытекает из полученного сообщения.

В-четвертых, барьеры в коммуникационном взаимо­действии могут возникнуть в связи с неточностью воспри­ятия и понимания некоторыми людьми слов, используемых в качестве символов в процессе общения между сотрудни­ками.

В-пятых, в процессе коммуникационного взаимодей­ствия могут возникнуть и невербальные барьеры. В качестве средств невербальной коммуникации могут быть исполь­зованы обмен взглядами, выражение лица (например, поднятые в недоумении брови или одобрительная улыбка), поднятый вверх большой палец как символ одобрения, дружественное прикосновение к плечу собеседника и т. п.

Второй тип коммуникаций, широко используемый в управленческой деятельности, - функционально-ролевой тип коммуникационных взаимодействий. Он является спе­циализированным и безличным.

Правила коммуникации в данном случае соответствуют той социальной роли, кото­рую человек выполняет в данной системе деятельности и в данной организации, прежде всего в профессиональном плане, его социальному статусу и сложившейся социальной иерархии позиций господства и подчинения в данной орга­низации, будь это промышленное предприятие, строитель­ный трест, торговая фирма, банк, научное учреждение или воинская часть. Контакты между людьми при таком типе коммуникационных взаимодействий -чаще всего формали­зованы и четко ранжированы в соответствии с теми долж­ностными позициями, которые занимают различные инди­виды в данной организации.

Третий тип коммуникационного взаимодействия, используемого в управленческой деятельности, - групповая коммуникация. Это такой тип коммуникационного процес­са, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др. ) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т. п. ) в целях осуществления взаимозависимых дей­ствий и решения совместных задач. Такой коммуникаци­онный процесс может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации, всех членов данной группы или организации

Четвертым типом коммуникационного процесса, используемого в управленческой деятельности, является межгрупповая коммуникация. Это такой тип коммуника­ционного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим ко­личеством социальных групп и организаций в целях коор­динации и осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Межгрупповая коммуникация способна содействовать сближению позиций двух или большего количества групп, усилению внутригруппового единства или межгрупповой солидарности, либо, напротив, приводить к размежеванию интересов и позиций различ­ных групп и организаций (скажем, в случае конкуренции двух фирм за рынки сбыта или в процессе предвыборной кампании по выборам президента, депутата парламента или мэра города).

Существует еще один тип коммуникационных про­цессов, все более активно используемый в управленческой деятельности во второй половине XX века, - массовая коммуникация. Это такой тип коммуникационных процес­сов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают боль­шие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них вы­ступают средства массовой информации - пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Главная особенность массовой коммуникации заключается в соеди­нении институционально организованного, четко управляе­мого производства информации с ее рассредоточенным, массовым распространением (тоже управляемым) и по­треблением. Вследствие этого она стала в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации эффективного кон­троля (тоже, разумеется, управляемого) над массовым по­ведением.

Главенствующее значение в управленческой деятель­ности имеют вертикальные коммуникации, осуществляе­мые по двум направлениям: сверху вниз, т. е. нисходящие, и снизу вверх - восходящие. Очевидно, что наиболее типич­ной ситуацией в системе управления являются отношения между руководителем и подчиненным, которые составляют основную часть коммуникативной деятельности руководи­теля. Эта деятельность носит отчетливо выраженную нис­ходящую направленность, поскольку основные установки, распоряжения, приказы и т. п. идут с верхних ступеней управленческой пирамиды и адресуются нижестоящим должностным лицам.

 

Социологические исследования сви­детельствуют, что две трети коммуникативной деятельно­сти руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчиненным цели и зада­чи их деятельности, выделение ее приоритетов; на переда­чу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; дости­жение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и т. п.

Однако в деятельности руководителя нельзя недо­оценивать и восходящей коммуникации, т. е. сообщений, сведений, идущих снизу вверх по служебной лестнице, от подчиненных к руководителю. Именно таким путем руко­водитель узнает о текущих и назревающих проблемах, о решенных и нерешенных задачах, о трудностях, сложно­стях и препятствиях, возникающих на пути к достижению поставленных целей. Коммуникативная деятельность по восходящей линии осуществляется чаще всего в форме отчетов, предложений, объяснительных записок, заявле­ний и т. п.

Наряду с вертикальной коммуникацией в организа­циях и в обществе в целом курсирует и горизонтальная коммуникация. Она используется для обмена информацией между сослуживцами, находящимися на одинаковом уров­не соподчиненности, между различными отделами (подразделениями) одной организации, между организациями в целях достижения координации и организации совместной деятельности.

Все охарактеризованные типы коммуникационных взаимодействий представляют собой разновидности фор­мальной коммуникации, которая чаще всего в достаточной степени формализована, обезличена, передается по опреде­ленным стандартам и правилам. Однако в практике управ­ления руководителям и менеджерам часто приходится иметь дело и с неформальной коммуникацией, получающей воплощение в форме распространения слухов, сплетен и т. п. При этом следует иметь в виду, что по каналам слухов информация циркулирует быстрее, чем по каналам офици­ального сообщения.

Слухи могут оказывать как негативное, так и позитивное воздействие на людей, работающих в ор­ганизации, поэтому руководители должны не только опре­деленным образом оценивать слухи, но и стремиться сузить возможный диапазон их отрицательного влияния на людей и в то же время уметь использовать положительное воздействие. Например, в слухах распространяемых среди работников.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое коммуникация?

2. Каковы элементы коммуникационного процесса?

3. Какие модели коммуникационного взаимодействия вы знаете?

4. Какие типы коммуникационных взаимодействий применяются в управленческой деятельности?

5. В чем заключаются особенности межличностной и функцио­нально-ролевой коммуникации?

6. Каковы характерные особенности групповой, межгрупповой и массовой коммуникации?

7. В чем проявляются особенности вертикальной коммуникации, какие ее разновидности вы знаете?

8. Чем характеризуется горизонтальная коммуникация?

 

 

ГЛАВА 8. Информационное обеспечение управленческой деятельности

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управ­ляющей системой на основе информации, отражающей со­стояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

В управленческой деятель­ности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. Полез­ность и эффективность информации в таком случае оце­нивается по степени ее влияния на изменение представ­ляющего звена о состоянии управляемого социального объекта.

Управление социальными системами, их подсисте­мами и организациями предполагает производство, воспро­изводство и применение различных видов информации. Оно включает:

 производство информации в виде научных иссле­дований, изобретений, открытий; обобщения практическо­го опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т. д.;

 сбор, отбор, оценка информации, необходимой для управления;

 аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирова­ние);

 хранение и поиск информации;

 размножение и распространение информации, пе­редача ее потребителю;

 использование информации;

 контроль за эффективностью использования ин­формации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...